• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
  • НИУ ВШЭ в Перми
  • Новости
  • «История позволяет заниматься любимым делом в рамках научной деятельности»: Юрий Василенко об образовательной программе «История»

«История позволяет заниматься любимым делом в рамках научной деятельности»: Юрий Василенко об образовательной программе «История»

Академический руководитель образовательной программы бакалавриата «История» Юрий Василенко рассказал об особенностях обучения студентов-историков, об активной внеучебной жизни на социально-гуманитарном факультете и о множестве профессий, доступных для будущих выпускников программы.

«История позволяет заниматься любимым делом в рамках научной деятельности»: Юрий Василенко об образовательной программе «История»

О нововведениях в образовательной программе

В этом году мы занимались разработкой новой образовательной программы бакалавриата «История. Цифровые технологии в истории», набор на которую пройдет в первый раз в 2019 году. Историческая исследовательская деятельность не стоит на месте, она постоянно развивается. Постепенно наступает время использования компьютера как важного исследовательского инструмента, а мы, как инновационный университет, обращаем внимание на этот тренд и преобразуем образовательную программу. 

История останется гуманитарным направлением, но теперь мы будем превращать наших ребят в «продвинутых юзеров» — научим студентов, как можно использовать различные программные пакеты в исследовательских практиках.

Как я уже говорил, набор на новую программу бакалавриата произойдет в 2019 году. Тем не менее, новоиспеченные первокурсники этого года также будут вовлекаться в изучение новых дисциплин в режиме факультативов, проектной работы, участия в деятельности различных внеучебных клубов.

В этом году мы поменяли формат прохождения практики. Раньше на первом курсе студенты отправлялись на археологические раскопки, на втором – в музей и на третьем работали в архивах. Теперь каждый год ребята сами могут выбирать между набором мест для прохождения практики и заниматься тем, что им больше нравится.

Об археологической практике

Археология — наукоемкое, довольно сложное исследовательское направление. Тем не менее, наши ребята всегда ждут своей этой практики в конце первого курса, проходят они ее в Перми и Крыму. Примечательно то, что на каждом курсе есть студенты, которые ездят на раскопки не в рамках научной деятельности, а для удовольствия — для них это превращается в хобби.

Об изучении языков на образовательной программе 

Историческое образование как гуманитарное базируется на изучении языков. С первого курса историки изучают английский, на втором ребята выбирают между немецким и французским. Позже к учебному плану добавляются на выбор древнегреческий и латинский. При этом ребята стараются изучить испанский, корейский и другие специфические языки самостоятельно — для проведения исследований в рамках курсовых и выпускных квалификационных работ.

О внеучебной деятельности

В плане развития внеучебной жизни в Вышке, наше направление успело пережить «эволюцию». В первые годы после открытия филиала в Перми внеучебная деятельность студентов регулировалась преподавателями: мы создавали различные музыкальные, театральные, литературные кружки по интересам и приглашали ребят принять в них участие. Если студент выражал инициативу создания нового клуба, то мы его поддерживали, содействовали и всячески помогали. В последние три года историки стали настолько активными, что управление внеучебной жизнью факультета полностью перешло к ним: так в Пермской Вышке появились новые кружки, в которых принимают участие не только ребята с социально-гуманитарного факультета, но и с других направлений.

Интересен и тот факт, что внеучебная жизнь историков оказалась напрямую связанной с их профессией. Когда заместитель декана социально-гуманитарного факультета Екатерина Шестакова начала развивать в Пермской Вышке взаимодействие студентов с музеями, очень многие этим увлеклись и теперь воспринимают эту деятельность как внеучебную. Мы с надеждой смотрим на каждый новый набор — всегда рады, когда на наш факультет приходят активные ребята. Уверены, что в следующем году также может появиться много чего интересного.

О перспективах развития карьеры выпускников

Гуманитарное образование не обязует всех студентов быть после выпуска профессиональными историками. У нас после окончания бакалавриата конкретно в «историю» идут 10-20 человек. Ребята выбирают профессии, связанные с исследовательской деятельностью — преподаванием, наукой, работой в музеях и архивах. Для остальных выпускников  высшее гуманитарное образование служит базой для дальнейшей специализации.  Когда студентам исполняется 20-21 год, их больше всего интересует, кем они будут после окончания бакалавриата. Могу сказать, что здесь количество возможных профессий для историков очень сильно расширяется: историк работает не с машиной или цифрами, а с людьми, в профессиональной сфере «человек-человек». 

Если говорить о возможностях трудоустройства, большая часть наших выпускников уходят в политическую сферу, в журналистику (интернет, радио, телевидение, газеты), в бизнес и даже в правоохранительные органы.

Многие ребята успешно поступают в магистратуру других образовательных направлений в Перми, Москве, Санкт-Петербурге. Они перестают быть «чистыми гуманитариями» и осваивают новые для них специальности. Я уже давно, гуляя по Московскому кампусу Высшей школы экономики, встречаю выпускников нашей программы.

История позволяет заниматься любимым делом в рамках научной деятельности: именно так студенты становятся настоящими специалистами, заинтересованными в развитии собственных профессиональных компетенций.