• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Управление бизнесом»: Дмитрий Артемьев о новой бакалаврской программе Пермской Вышки

В НИУ ВШЭ – Пермь продолжается прием документов на новую образовательную программу факультета экономики, менеджмента и бизнес-информатики — «Управление бизнесом». Академический руководитель программы Дмитрий Артемьев рассказал о том, как будет проходить процесс обучения первого набора студентов и какими профессиональными компетенциями будут обладать учащиеся к окончанию бакалавриата.


Как возникла идея разработки новой образовательной программы?
   

С 2014 года мы внимательно мониторили образовательные программы по бизнесу ведущих университетов мира, анализировали их учебные планы, обсуждали формы взаимодействия с бизнесом, методы обучения и инновации в образовательном процессе.  

Появилась идея о создании образовательной программы, актуальной для современного бизнеса, в которой будут гармонично сочетаться три блока: сильный менеджмент, аналитика и использование информационных технологий. 

Так, в октябре 2018 года появилась обновленная образовательная программа «Управление бизнесом». Был осуществлен «апгрейд» бакалаврской программы «Менеджмент», пересмотр ее содержания в соответствии с запросами ключевых работодателей и лучших практик зарубежных рейтинговых университетов. Кроме того, мы обратили внимание на актуальные тренды в бизнес-среде: главным образом, это диджитализация и цифровизация бизнеса, появление огромных массивов данных, правильное использование которых повышает точность прогнозов и правильность управленческих решений. Буквально 10 лет назад эти решения производились в компаниях интуитивно, чаще всего основываясь исключительно на таланте менеджера.

Сейчас можно смело утвержд
ать, что в бизнесе происходит революция: появляются новые бизнес-модели, сокращается жизненный цикл продуктов; компании непрерывно внедряют инновации в свои стратегии, бизнес-процессы, технологии, способы взаимодействия с потребителями и конкурентами. Естественно, это отражается на организационных структурах компаний: они становятся более простыми, гибкими, быстрореагирующими. Даже к сотрудникам бизнес начинает относиться не как к человеческим ресурсам, а как к талантам, которые нужно развивать, обучать, максимально задействовать их потенциал для радикальных прорывов на рынке.

Учитывая эти факторы, мы сконфигурировали новую образовательную программу, на которой будет осуществляться подготовка современных специалистов в области управления бизнесом.


Как будет выстроен учебный план студентов?

В первый год ребята будут изучать базовые экономические, математические и гуманитарные дисциплины. Этот фундамент необходим для развития системного аналитического мышления. Важно отметить, что в новой программе навыки, приобретенные во время прохождения математических дисциплин, будут использованы в качестве инструментария для изучения предметов на старших курсах бакалавриата. Вообще, включение в учебный план дисциплин из цикла «data culture» необходимо для развития навыков работы с бизнес-данными. Важно формировать их уже с первого курса. Это пригодится студентам как в работе над курсовыми и ВКР, так и в разработке решения проблем реальных компаний на рынке. Также с первого курса ребята начнут изучать введение в информационные технологии в рамках дисциплины «Информационный менеджмент».

Приобретенные навыки будут служить основой для дальнейшего развития аналитических и базовых менеджериальных компетенций студентов на втором курсе. На третьем году обучения учебный план программы будет включать профессиональные управленческие дисциплины и дисциплины будущей профилизации. В последний год обучения в бакалавриате будущие выпускники погрузятся в свои специализации: «Product-менеджмент», «Операционный и логистический менеджмент», «Организационное развитие и управление талантами». Кроме того, совместно с базовой кафедрой Сбербанка у нас реализуется дополнительный профиль «Менеджмент в банковской сфере».


Одна из ключевых особенностей новой программы — это включение в курс IT-дисциплин. С какими программными пакетами будут работать студенты?

Современный бизнес — это борьба различных информационных решений в области анализа данных, оптимизации процессов, построения прогнозных моделей, HR-аналитики, маркетинговых и логистических задач. Для этого существует определенные продукты, позволяющие упростить поиск этих решений. Сейчас мы готовимся к работе с программным пакетом AnyLogic. Этот продукт с широким функционалом позволяет моделировать поведение различных экономических агентов, например, компаний, осуществляющих деятельность в одном сегменте рынка в зависимости от того, как на их предложения реагируют потребители. Также он используется при решении задач оптимизации производственных и логистических процессов: как лучше спроектировать операционную модель, чтобы процесс проходил прямолинейно, с какой частотой и периодичностью к нам должны приезжать поставщики, чтобы оснащать наш производственный процесс необходимыми материалами, как можно правильно управлять очередями, потоками заказов и т.д. 

Кроме того, для управления процессами предусмотрено изучение Business Studio и Bizagi Modeler. Программные продукты позволят нам осознанно подходить к дизайну процессов компании и организации ее эффективной деятельности.  Для этого не требуется знание сложных формул — сейчас это все можно моделировать.

Большое внимание будет уделено ERP-системам и в целом информационным технологиям для комплексного управления компанией. Также ребята познакомятся с программными продуктами для анализа данных в бизнесе: Stata, SPSS, SigmaXL, MiniTab.  

В настоящее время существует множество сервисов и решений, которые будут использоваться для задач product-менеджмента, маркетинга, управления проектами.


Новая образовательная программа направлена на развитие практических навыков в области управления бизнесом. Что делать студенту, который хотел бы заниматься в будущем научной деятельностью?

С одной стороны, «Управление бизнесом» — это прикладное направление, где люди решают конкретные задачи и ориентируются на достижение определенных результатов. Тем не менее, при желании студент всегда может выбрать научный трек, связанный с теоретическими исследованиями в менеджменте в управленческом контексте. Со второго курса мы вводим научно-исследовательский семинар, где ребята изучают качественные и количественные методы исследования, которые затем используют в написании курсовых работ и других научных трудов. В следующем учебном году в октябре мы проведем обновленную конференцию по SMART-менеджменту, где студенты будут представлять результаты своих исследований перед широкой аудиторией заинтересованных слушателей.


Какие возможности для карьерного роста откроются перед выпускниками?

Стратегия нашей программы — глубокая интеграция с бизнесом. 

Мы часто сталкиваемся с проблемой, когда в июне компании приглашают  выпускников НИУ ВШЭ – Пермь на интересные вакансии, но практически все ребята к этому моменту уже трудоустроены. 

Сейчас мы предлагаем этим компаниям работать с нашими студентами уже на 2-ом и 3-ем курсе в рамках проектных семинаров, курсовых работ.

В настоящее время уже выстроены форматы взаимодействия с компаниями по всем ключевым направлениям: операционный менеджмент и логистика, product-менеджмент и маркетинг, HR-политика и т.д. Если говорить про конкретные тематики таких взаимодействий, то в рамках операционного и логистического менеджмента это складская и производственная логистика; совершенствование операционной системы, проектирование логистической инфраструктуры, внедрение инструментов бережливого производства, стратегия быстрореагирующего производства, повышение операционной эффективности с использованием технологических инноваций, оптимизация бизнес-процессов на основе имитационного моделирования, реализация внутренних lean-проектов.


Ключевые темы взаимодействия с компаниями в рамках профиля «Product-менеджмент»: рыночная и продуктовая аналитика, отраслевой анализ, конкурентная бизнес-разведка; поиск точек роста; анализ и формирование инновационной экосистемы для создания и вывода на рынок улучшающих и прорывных технологий; формирование продуктового портфеля; построение системы сбыта; оптимизация процессов взаимодействия с потребителями; разработка стратегии бизнес-единиц.

Особый интерес у компаний вызывают тематики по организационному дизайну, корпоративной культуре, поиску и развитию талантов, формированию команды, ориентированной на ключевые бизнес-задачи компании, проектирование и интеграция HR-процессов в текущую деятельность компании; построение сбалансированной и высокоэффективной команды с учетом бизнес-контекста компании; HR-аналитика; коучинг, корпоративное обучение и непрерывное улучшение организационных процессов.

Среди партнеров программы — представители индустриального бизнеса, глобальные, технологические и инновационные компании. Уже сейчас отработаны форматы взаимодействия с такими компаниями как Nestle, Cereal Partners, ПЦБК, ЛЛК Интернешнл, ПНППК, Новомет, Эртелеком, Macroscop, Линия 7. К осени планируется разработка дорожной карты взаимодействия программы «Управление бизнесом» с компанией «Henkel Group», чтобы к моменту защиты дипломов наши выпускники уже были готовы к профессиональной деятельности в этой организации.

Таким образом, мы готовим студентов для работы в компаниях на позициях руководителей отделов, проектов, для ведения успешно работающего бизнеса. Такие специалисты смогут работать в Москве и за рубежом в ведущих компаниях на позициях product-менеджеров, в подразделениях маркетинга, экспертами по логистике, повышению операционной эффективности, в службах по развитию персонала. Ждем абитуриентов в приемной комиссии!

Подробнее о программе «Управление бизнесом» можно узнать на сайте.

До встречи в Пермской Вышке!