«Теория игр — это не только математика, это курс про нашу жизнь»: сотрудники Лаборатории GAMES рассказывают, почему стоит участвовать в олимпиаде
23 сентября в Перми, как и в четырех других городах России, пройдет Открытая студенческая олимпиада по «Теории игр». Помощь в организации олимпиады оказывает Научно-учебная лаборатория междисциплинарных эмпирических исследований, сотрудники которой поделились своей историей изучения дисциплины и мнением об олимпиаде «Теория игр».
Дмитрий Потапов, руководитель лаборатории, заместитель директора по науке
Я столкнулся с теорией игр, когда был студентом. Кажется, я был на пятом курсе специальности «экономическая кибернетика» в ПГУ. Дисциплина, которую нам читали, называлась «Теория конфликтных ситуаций». Название отражало еще советскую проблематику этой области знаний — изучение взаимодействий, в основе которых лежит именно конфликт. Это следствие длительного противостояния социалистического и капиталистического лагерей, гонки вооружения, угрозы ядерной войны. Кстати, в середине прошлого века, отчасти благодаря исследователям теории игр, «холодная» война не переросла в «горячую».
Позже, когда я сам начал готовить различные курсы, связанные с теорией игр в Пермской Вышке, я узнал о значительно более широких контекстах, где может использоваться теоретико-игровой подход.
Знание основ теории игр позволяет лучше понимать окружающие процессы, а также более осмысленно выстраивать собственные стратегии. Для тех, кто думает об академической карьере в социальных науках, теория игр — это просто must have.
Евгений Ожегов, старший научный сотрудник лаборатории, доцент департамента экономики и финансов
Мне теория игр нравится по нескольким причинам. Во-первых, именно этот курс я начал преподавать, когда начал работать в Пермской Вышке. За 7 лет он стал мне родным — новым студентам я читаю курс с удовольствием. Теория игр мне нравится своей универсальностью. Это та дисциплина, которую может прослушать любой человек вне зависимости от специальности, возраста и базовой подготовки, и найти для себя что-то новое и интересное. Все просто: это курс про социальные взаимодействия, т.е. про жизнь. Поэтому для любой теоретико-игровой концепции всегда находится пример, который заденет кого-то «за живое», который будет интересно разбирать.
Часто бывает так, что ради победы нужно начать играть в другую игру. И здесь начинается простор для фантазии и творчества, когда мы начинаем думать. Здесь становится понятно, что теория игр — это не только математика, это курс про нашу жизнь.
Ожегов Евгений Максимович
Департамент экономики и финансов: Старший преподаватель
Евгения Попова, младший научный сотрудник лаборатории, преподаватель департамента экономики и финансов
Идея провести олимпиаду по теории игр у нас появилась спонтанно. В НИУ ВШЭ-Пермь приехал Сергей Гелиевич Коковин, и мы ему предложили провести олимпиаду. Сергей Гелиевич согласился, и все понеслось. Складывается впечатления, что идея олимпиады просто витала в воздухе и надо было просто начать.
Больше всего мне нравится упражнение для студентов, когда нужно найти игры не в статьях, а в окружающем мире. Это лишний раз подчеркивает, что игры повсюду!
Попова Евгения Андреевна
Департамент экономики и финансов: Преподаватель
Сотрудники лаборатории GAMES Пермского кампуса ВШЭ призывают всех студентов, кто прослушал курс по теории игр любого уровня, поучаствовать в олимпиаде. Не для проверки своих знаний по дисциплине, а чтобы проверить общие аналитические способности и понимание того, как устроен мир социальных взаимодействий.
Узнать подробную информацию об олимпиаде и зарегистрироваться можно на сайте.
Потапов Дмитрий Борисович
Департамент экономики и финансов: Доцент