В НИУ ВШЭ — Пермь обсудили процесс внедрения «электронных доказательств» в уголовное судопроизводство
4 апреля в пермской Вышке прошел научно-практический семинар, посвященный вопросам внедрения электронных доказательств в уголовное судопроизводство России.
В семинаре приняли участие студенты образовательных программ «Юриспруденция» и «Правовое обеспечение предпринимательской деятельности», студенты юридического факультета Прикамского социального института и Западно-Уральского института экономики и права.
С докладами выступили доктор юридических наук Павел Пастухов, а также представитель отдела «К» Главного управления МВД России по Пермскому краю майор полиции Станислав Иванов.
Стремительное развитие науки и информационных технологий привело к тому, что процессуалисты предлагают внедрить в Уголовно-процессуальный кодекс РФ «электронные доказательства». Соответственно, возникает и необходимость законодательно урегулировать порядок производства новых видов следственных действий.
Например, на практике уже появились такие виды следственных действий, как осмотр компьютера или мобильного телефона, не предусмотренные УПК РФ. Процедура их производства в законе не установлена, а типичный осмотр предмета здесь не применим. Для того, чтобы изучить содержащиеся в компьютере файлы, которые могут помочь в расследовании уголовного дела, нужно провести поиск информации, аналогичный обыску. Формулировка «осмотр компьютера» не вполне отражает суть этого сложного процессуального действия.
Тема вызвала большой интерес у участников семинара. Были заданы вопросы об особенностях оформления «электронных доказательств», обеспечивающих легитимность их ввода в уголовное судопроизводство, о специфике использования некоторых терминов, вызывающих сомнения, например, «киберпреступник» и других. Также была затронут вопрос о том, как противодействовать преступлениям в сфере компьютерной информации.
Участники дискуссии пришли к заключению, что тема внедрения электронных доказательств сегодня требует пристального внимания законодателя и диктует необходимость установления особых процессуальных правил.