• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

2017 год проверит пермский бизнес на устойчивость

Руководитель образовательной программы «Smart-маркетинг: данные, аналитика, инсайты» НИУ ВШЭ Пермь Ирина Шафранская рассказала РБК+ о трендах в бизнесе Прикамья.

2017 год проверит пермский бизнес на устойчивость

Деловой климат в 2016 году не способствовал развитию бизнеса, поэтому даже те бизнесы, которые развивались «не благодаря, а вопреки», — это скорее единичные случаи. В сегменте В2С мы видим, что предприниматели вполне оптимистичны и по-прежнему экспериментируют с «малыми формами» — появляются старт-апы в сфере розницы, ресторанной деятельности, досуга, туризма, но серьезных достижений нет. Недостаточный спрос — вот основная причина, которая не добавляет ни предпринимательского оптимизма, ни амбиций.

Можно говорить о трех источниках трендов, первый среди которых —  это влияние так называемой четвертой промышленной революции. Здесь локальным компаниям придется либо адаптироваться, либо умереть — цифровизация, роботизация, умные вещи и системы вытеснят менее эффективные технологические решения довольно быстро. Второй источник трендов — это приход компаний, внешних по отношению к Перми, на локальные рынки. Этому тренду пока противостоит довольно сильное сопротивление локальной потребительской культуры — например, представители федеральной розницы «приживаются» скорее плохо, особенно в среднем и высоком ценовых сегментах. Забавна и история прихода в Пермь глобальных брендов - например, пока совершенно не приживается Uber, считающийся в мире бизнесом, подрывающим привычные устои индустрии городского такси.

И, наконец, локальные тренды — складывается ощущение, что появляется мода «на пермскость» в хорошем смысле, что локальные игроки и бренды, объединяясь, реализуют наиболее выигрышные стратегии на локальном рынке. Здесь можно привести и пример фестиваля Kamwa, который, как зонтик, объединил множество пермских компаний — производителей и представителей сферы услуг, и удивительный опыт создания парфюмерии художественным руководителем Театра Оперы и Балета им.Чайковского.

На мой взгляд, развитие будет там, где будет меняться спрос: он будет расти «в ширину» в части более эффективных, более экономных решений в сфере В2В. По-прежнему, регулирование издержек — это основная задача компаний в условиях падения потребительского спроса почти на всех рынках. И те, кто помогает бизнесу быть эффективнее и экономнее — востребованы. 

Рост «в глубину» за счет модернизации будет происходить в тех секторах и отраслях, где заметную роль начинает играть цифровая экономика — от сферы кинопроката до сложных цифровых решений в рекламной сфере, например. «Цифра» меняет кардинально те бизнес-модели, которые привычны для рынка, и это происходит очень быстро. Например, на наших глазах банковская отрасль все быстрее уходит в сферу цифровых технологий, а банкинг — своего рода индикатор для всех остальных связанных с ним отраслей.

2017 год для многих станет годом проверки устойчивости бизнеса. И основной парадокс заключается в том, что, чтобы пройти этот год «без потерь», многим компаниям придется сильно измениться — стать более клиентоориентированными, менее расточительными, более предусмотрительными в части финансового планирования. А это требует изменений и некоторого нарушения привычного порядка, угрожая устойчивости.

Источник: РБК+