• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Прогресс, которого добилась ВШЭ, превзошел наши ожидания»

«Прогресс, которого добилась ВШЭ, превзошел наши ожидания»

Итоги завершившегося ежегодного заседания Международного экспертного совета НИУ ВШЭ подводят председатель совета, лауреат Нобелевской премии по экономике Эрик Маскин и другие члены совета.

 

Эрик Маскин, председатель Международного экспертного совета ВШЭ

— Профессор Маскин, за два дня, которые продолжалось заседание МЭС, вам предстояло обсудить широкий перечень вопросов. Насколько продуктивным оказалось их обсуждение?

— Я думаю, что продуктивность была достигнута благодаря тому, что мы сосредоточились на нескольких ключевых проблемах. В НИУ ВШЭ происходит слишком много разных вещей, чтобы можно было охватить их все сразу, и нам не стоило пытаться объять необъятное. Выделив несколько основных вопросов и затратив на каждый из них по час-полтора, мы получили хорошую и весьма продуктивную дискуссию.

— С какими главными вызовам ВШЭ имеет дело уже сегодня или столкнется в ближайшем будущем?

— Одна проблема, которая на самом деле не нова, заключается в работе университета в условиях, когда страна испытывает экономическое и политическое давление. Думаю, что в сложившихся обстоятельствах ВШЭ справляется замечательно, а это тяжело сделать, нужно быть креативными, чтобы работать в условиях таких ограничений. Вторая проблема — как сохранить единство университета во время его расширения. ВШЭ недавно приросла двумя факультетами — компьютерных наук и физики, возможно, появятся и новые подразделения. По мере роста университетская общность размывается, теряется что-то из его первоначального духа. Адаптироваться к этим изменениям — это второй вызов для ВШЭ. И третья проблема связана с улучшением международных позиций университета.

— У вас была возможность встретиться с профессорско-преподавательским составом ВШЭ. Как прошла эта встреча?

— Члены МЭС были очень рады поговорить с преподавателями и исследователями ВШЭ. Я был участником только одной из панелей, которая встречалась с ординарными профессорами, но другие группы МЭС встретились с иностранными преподавателями ВШЭ и молодыми сотрудниками университета. Думаю, это был очень полезный опыт для обеих сторон. Преподаватели затем говорили, что очень признательны за такую возможность, и члены МЭС смогли узнать об их видении университета. В прошлые годы мы общались в основном с руководством ВШЭ, что тоже было очень полезно, но преподаватели могут предложить другой взгляд на развитие Вышки, о котором мы тоже рады были узнать.

— В условиях развития и роста ВШЭ что может быть сделано для сохранения базовых ценностей университета, его миссии? Как не упустить их из виду?

— Это очень хороший вопрос. Как я отметил в своем итоговом докладе, точнее, в докладе совета, ни один университет не может преуспеть во всем сразу. Поэтому важно, чтобы, по мере расширения, ВШЭ определил три, четыре, пять факультетов или департаментов, которые должны оставаться его визитной карточкой, быть во всех смыслах превосходными. Вероятно, ректор знает ответ на этот вопрос, но мы — пока что нет, поэтому на будущих заседаниях нам хотелось бы услышать больше о том, какой теперь ВШЭ видит свою миссию.

— Но как председатель МЭС вы могли в течение пяти-шести лет наблюдать за тем, как развивается университет. Если взглянуть на картину в целом, удовлетворены ли вы тем, что видите?

— Безусловно, улучшения, произошедшие в университете, превзошли наши ожидания. Я не представлял, когда вошел в состав совета, что, например, исследовательская деятельность ВШЭ может настолько преобразиться. Тот факт, что производительность ученых Вышки выросла и в количественном, и в качественном плане, очень впечатляет.

— В следующем году НИУ ВШЭ отмечает свое 25-летие. Много это или мало для университета в современном мире, где изменения происходят так быстро?

Я работаю в университете, которому уже больше 350 лет, и есть соблазн сказать, что на этом фоне 25 лет — это почти ничто. Но на самом деле я полагаю, что ВШЭ выиграла от того, что она очень молодой университет. Чем старше ты становишься, тем сложнее тебе адаптироваться, а ВШЭ не была ограничена какими-либо традициями и не была связана тем, что считалось «нормой» в советские времена. Вышка могла делать вещи, которые не могли себе позволить другие вузы. В определенном отношении ВШЭ сейчас лучший российский университет, и поразительно, что она смогла добиться такого результата всего за 25 лет. Я только надеюсь, что следующие 25 лет будут столь же успешными, как предыдущие.

 

Филип Альтбах, основатель Центра международного высшего образования в Бостон-колледж

Все эти годы меня поражает, что прогресс ВШЭ не останавливается. Университет, в отличие от многих других российских вузов, имеет четкое видение модернизации и придерживается этого видения даже в непростых социально-экономических обстоятельствах. В частности, ВШЭ продолжает курс на интернационализацию преподавательского состава и студентов и меняет организационную структуру, чтобы она была менее иерархической, чем мы привыкли видеть в российских вузах — я являюсь членом комитета программы «5-100», поэтому мне есть с чем сравнивать.

МЭС рекомендовал Вышке тщательно обдумать стратегию интернационализации, потому что единого представления о ней все-таки нет. Понятен фокус на международной конкурентоспособности университета (это подразумевается программой «5-100»), но, по нашему мнению, основное значение здесь должны иметь возможности, открывающиеся для студентов и для международного научного сотрудничества.

 

Тимоти Колтон, профессор, руководитель департамента государственного управления Гарвардского университета

Окружающий ВШЭ мир, в плане экономики, политики, международных отношений, очень турбулентен. И все же Вышке удается найти способ не просто выживать, но и продолжать модернизироваться и открываться миру. Это мое первое личное впечатление от нашей встречи. Мы довольно много говорили об интернационализации — университет готов воспринимать советы на этот счет.

Интернационализация связана с преподавательским составом — ВШЭ уже наняла более ста сотрудников на международном академическом рынке. Первая фаза этой программы продолжится, но в нее, вероятно, пришло время внести некоторые поправки исходя из уже накопленного опыта. Но интернационализация также касается студентов. Есть цель довести долю зарубежных студентов до 15-20% к 2020 году. Мы много обсуждали, как этого можно достичь, чтобы этот процесс в то же время приносил пользу местным студентам — Вышка все равно останется очень российским университетом.

 

Дэниел Трейсман, профессор Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе

За последние пять лет мы увидели невероятный рост публикаций сотрудников ВШЭ в уважаемых международных журналах. Пять лет назад достижение такого прироста казалось не очень вероятным, но, как отметил ректор Кузьминов, треть сотрудников Вышки, которые раньше вообще не публиковались в западных англоязычных журналах, теперь имеют там хотя бы по одной статье. Это огромный прорыв. Мы также видим весьма успешную программу международного рекрутинга — число иностранных преподавателей выросло. Конечно, со временем эта программа должна корректироваться, и администрация понимает это. Тем не менее, то, что случилось за последние годы, — это потрясающий шаг вперед.

 

Патти МакГилл Питерсон, советник президента Американского совета по образованию в Вашингтоне

МЭС очень доволен прогрессом, достигнутым ВШЭ. Университет поставил перед собой весьма амбициозные цели, он стал известен как один из лучших вузов не только в России, но и на близлежащем пространстве и становится все более узнаваем в мире. Много внимания уделяется оценке качества работы, особенно в области исследований и публикации. Приятно отметить, что университет уделяет внимание еще и обучению и тому, как его деятельность может послужить стране. Я думаю, что такой холистический подход к тому, что есть университет — к сочетанию исследований, преподавания и социальной ответственности — очень важен.