• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Олег Воскобойников приоткрыл тайны средневековой книжной миниатюры

О чем рассказывают истертые страницы старых рукописей, чем иллюстрации в Библии Карла Лысого отличаются от образов в часослове Жанны Бургундской  — об этом и многом другом рассказал ординарный профессор Высшей школы экономики Олег Воскобойников, посетивший пермскую Вышку с открытой лекцией о средневековой книжной миниатюре.

На лекции профессор рассказал о тысячелетнем периоде развития книжной миниатюры и показал уникальные примеры древних иллюстраций. Искусство средневековой миниатюры стало доступно исследователям относительно недавно. Сейчас рукописи оцифровываются и выкладываются на сайтах крупных книжных собраний, таких как Национальная библиотека Франции в Париже, Баварская национальная библиотека в Мюнхене, Ватиканская апостольская библиотека и других. По словам лектора, самое приятное в этих ресурсах, что создается эффект реальной работы с манускриптом: можно перелистывать страницы, изучая даже протертые дыры в старом пергамене, слышать их шелест, однако эти отсканированные страницы, конечно, не идут ни в какое сравнение с оригиналом.  

Я вас уверяю, когда держишь в руках иллюстрированную рукопись 800-летней давности — это совершенно ни с чем не сравнимое ощущение, которым трудно поделиться. У рукописи действительно есть запах, ощущения от соприкосновения с пергаменом тоже разные. Их не часто дают в руки. Когда я впервые в 19 лет попал в рукописное собрание в Лейпциге, мне дали иллюстрированный роман XIII века. Тогда я еще читать толком не умел на латыни, но пролистал 100 страниц иллюстрированной рукописи и заболел этим древним искусством

Воскобойников Олег Сергеевич
Профессор Школы исторических наук

 

В Средние века книжная миниатюра приобрела совершенно особое значение, потому что она украшала книгу, а вся средневековая культура — это культура книги, прежде всего Библии. По словам профессора, Библия была книгой жизни, в которой средневековый человек мог при желании найти ответ на любой вопрос. Христианское искусство рождается из специфического диалога с обоими заветами.

Однако, помимо религиозных мотивов, развивается и собственно художественная техника. И здесь истоки книжной миниатюры восходят к древнеегипетским папирусам, на которых мастера умели прекрасно рассказывать истории, используя метафорический язык иллюстраций. Это искусство затем унаследовала и греко-римская античная цивилизация, где, наряду с художественной, появилась и научная иллюстрация. Средневековье не выдумывает искусство книги, а наследует античную традицию.

Рукописи раннего Средневековья были особо роскошными, обрамленными драгоценными камнями. Драгоценности не только украшали книги, но и символизировали сокровища, сокрытые внутри текста.  

Вначале было слово. И записывать слово — это труд священный. Если в античности писал раб, то в средневековье монах — человек, стоявший на вершине социальной лестницы, он даже выше государя, ведь отказался от всего ради небесных ценностей

Воскобойников Олег Сергеевич
Профессор Школы исторических наук

 

Рукописи Средневековья имели литургический характер, потому что вся культура на протяжении столетий жила в непрерывном ритме богослужебных праздников.

Но, помимо этого, в обществе, живущем фактически без документации, рукописи выполняли важное имперское значение. Например, многочисленные миниатюры, где правители изображались сидящими на небесах, придавали их власти божественное значение, а рукописи играли роль портала, связывающими небо и землю.

Благодаря тому, что средневековая миниатюра находится рядом с текстом, существует как комментарий к нему, она сама по себе становится удивительным мыслящим искусством

Воскобойников Олег Сергеевич
Профессор Школы исторических наук

 

Книжная миниатюра становится искусством, которое рассказывает истории, и несет в себе квинтэссенцию самых важных идей Средневековья. Об эволюции этих идей на примере многочисленных иллюстраций и рассказал профессор: от помпезности, призванной утвердить имперское величие, до интимной связи человека и бога и символических образов, назначение которых — вызвать на определенные размышления.  

В завершение лекции профессор ответил на вопросы студентов, которые касались толкования тех или иных образов на показанных миниатюрах.