В топ-100 каждого направления глобальных рейтингов должен войти хотя бы один российский вуз
19 октября состоялось общее собрание ректоров 21 ведущего университета России – членов ассоциации «Глобальные университеты», призванной наладить сетевое взаимодействие вузов–участников Проекта 5-100. Проект был создан во исполнение Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года № 599, предусматривающего повышение конкурентоспособности ведущих университетов России среди ведущих мировых научно-образовательных центров.
По прошествии трех лет с начала реализации проекта ректоры вузов встретились с вице-премьером Ольгой Голодец, министром образования и науки Ольгой Васильевой и курирующими работниками из Администрации Президента России для подведения промежуточных итогов работы.
Стратегические цели проекта — это глобальное позиционирование России в новой экономике, где интеллектуальный капитал становится основной производительной силой; противостояние попыткам изоляции российского образования; развитие экспорта российского образования и противодействие «утечке мозгов». В качестве главного комплексного индикатора достижения конкурентоспособности рассматривается вхождение не менее пяти ведущих российских университетов в топ-100 мировых рейтингов QS, THE и AWRU к 2020 году.
Формат Проекта 5-100 не уникален — он продолжает мировую практику. Так, в Китае и Южной Корее, во многих странах Европейского союза аналогичные проекты повышения глобальной конкурентоспособности существуют с 90-х годов и демонстрируют очень хорошие результаты: китайские университеты, к примеру, только за последние шесть лет увеличили число своих вузов в топ-100 отраслевых рейтингов Times Higher Education с 5 до 29.
С начала реализации проекта в 2,5 раза выросло количество публикаций вузов 5-100 в Web of Science, в 1,6 раза — число иностранных студентов
Результаты большинства основных международных рейтингов университетов за 2016 год уже были опубликованы, и российские вузы–участники Проекта 5-100 достигли в них больших успехов: впервые пять университетов вошли в топ-100 предметных рейтингов THE и QS (МФТИ, ИТМО, НГУ, НИУ ВШЭ, МИФИ), еще пять — в топ-300 (СПбПУ, КФУ, ТПУ, ТГУ, УрФУ). Несколько ведущих университетов в этом году вошли в топ-300 предметных рейтингов по ряду предметных областей. Высшая школа экономики представлена сразу в восьми предметах, в том числе в одном — в топ-100, в трех — в топ-150, еще в трех — в топ-200. Физтех представлен в шести предметах, Новосибирский университет — в трех. «Это свидетельствует о серьезном продвижении и признании заслуг наших вузов», — отметила заместитель председателя Правительства РФ Ольга Голодец.
За быстрым продвижением в рейтингах стоят реальные результаты повышения конкурентоспособности российской науки и образования. С начала реализации проекта в 2,5 раза выросло количество публикаций вузов 5-100 в Web of Science, в 1,6 раза — число иностранных студентов. «Полученный результат — большое достижение», — добавила Ольга Голодец.
Кроме того, университеты группы 5-100 развивают открытое образование: свыше миллиона человек из 195 стран мира стали слушателями их онлайн-курсов на международной образовательной платформе Coursera. При этом 100 тысяч слушателей российских курсов — жители США, 100 тысяч — Европейского союза, 50 тысяч — Украины. «С помощью онлайн-технологий сейчас обучаются около 20% всех студентов в мире, — сказал Ярослав Кузьминов. — Их количество растет с каждым годом, и реальна перспектива, что к 2020-2022 годам количество студентов университетов и количество слушателей Coursera, EdX и национальных платформ уравняется. Это колоссальный канал конкуренции, и мы не можем его игнорировать».
Для нас крайне важны не показатели, а инструменты и механизмы, которые стоят за этой динамикой
Ежегодно рейтинговые агентства фиксируют увеличение числа участников рейтингования и рост конкуренции, поэтому ключевая задача участников Проекта 5-100 на ближайшие годы — не снижать темпы развития, чтобы сохранить и укрепить свои позиции. Вузы Азии и стран БРИКС развиваются быстрыми темпами и могут потеснить российские университеты. Участники ассоциации «Глобальные университеты»планируют к 2020 году не только удержать достигнутые позиции, но и расширить представительство в топ-100 и топ-300 по предметным и отраслевым группам минимум в два раза. Министр образования и науки РФ Ольга Васильева подчеркнула, что программа 5-100 будет продолжена: «Для нас крайне важны не показатели, а инструменты и механизмы, которые стоят за этой динамикой».
Ключевое направление деятельности участников Проекта 5-100 — распространение лучших практик на другие российские вузы. Университеты-лидеры должны влиять на всю систему российского образования, трансформировать ее. Для этого необходимо разработать программы повышения квалификации преподавателей, исследователей и администраторов российских вузов на базе университетов–участников Проекта 5-100, развить систему стажировок в ведущих вузах, широко практиковать вовлечение вузов в совместные проекты с университетами-лидерами, делиться примерами образовательных программ, предлагать свои онлайн-курсы. Достижения участников ассоциации сведены в специальном разделе ее сайта.
В качестве ориентира следующего этапа проекта ректоры вузов–участников ассоциации предложили рассмотреть задачу вхождения к 2025 году в топ-100 международных рейтингов как минимум одного российского вуза по каждому предметному направлению.«Это реальная задача, — считает Ярослав Кузьминов. — В таких отраслях, как биомедицина, транспорт, это потребует дополнительных инвестиций». Сейчас Россия представлена в топ-100 предметных рейтингов QS по 14 предметам из 42.