• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
НИУ ВШЭ в ПермиНовости«Мы увидели реальную картину жизни»

«Мы увидели реальную картину жизни»

В Пермском кампусе НИУ ВШЭ состоялся научный семинар, на котором доцент департамента менеджмента, эксперт проектно-учебной лаборатории муниципального управления Юлия Крашенинникова презентовала монографию о «неформальном здравоохранении» и рассказала об итогах полевого исследования в Пермском крае. В исследовании принимали участие студенты бакалавриата и магистратуры пермской Вышки.

Официальную медицину замещает альтернативная?


Юлия Крашенинникова открыла семинар, рассказав предысторию возникновения проекта, посвященного «неформальному здравоохранению»:

— Два года лаборатория муниципального управления проводила масштабное исследование того, как люди лечатся, к кому они обращаются за помощью в малых городах и сельской местности в Алтайском крае, Костромской области и других регионах России. Акцент тогда был сделан на официальном здравоохранении. По результатам наблюдений у нас появилась гипотеза, что на низовом уровне происходит сворачивание официального здравоохранения и его замещают некие альтернативные агенты: бабки-знахарки, аптеки и т.д. Для проверки нашего тезиса необходимо было провести наблюдения в населенных пунктах разного масштаба. Так возник проект «Экономика неформального здравоохранения». Пилотное исследование решили провести в Пермском крае.

Почему был выбран Пермский край? В различных рейтингах, связанных с показателями здравоохранения, Прикамье находится в «середничках», то есть теоретически может представлять российскую действительность. Юлия также объяснила, как появился термин «неформальное здравоохранение»:

— Это метафора, аналитическая категория, обозначающая разных агентов. Среди них не только специалисты и институты альтернативной медицины (то есть лечебные услуги), но и немедицинские институты, которые замещают визит к врачу, обеспечивают самолечение. При этом их взаимодействие со сферой здравоохранения подвижно. Например, деятельность психотерапевтов, занимающихся кодированием от алкоголизма и наркомании, стала нелегальной после принятия соответствующих законодательных актов. В то же время библиотеки, как выяснилось, становятся интересными площадками для распространения идей по улучшению здоровья, особенно среди пожилого населения.

5 сегментов «неформального здравоохранения»


В качестве теоретической основы исследования в глобальном контексте был использован концепт неформальных провайдеров здравоохранения — это широкий круг разнообразных поставщиков товаров и услуг для здоровья, которые постоянно или от случая к случаю занимаются тем, для чего у них нет необходимого разрешения, предоставленного властями в системе здравоохранения. Почему они существуют? Как улучшить качество их работы? На эти вопросы искала ответы и исследовательская группа в Пермском крае. Как отметила Юлия, исследовать неформальных провайдеров можно двумя путями: через изучение поведения потребителей и через изучение деятельности поставщиков товаров и услуг. Оптимальным было бы совмещение двух подходов.

В результате исследования было выделено 5 сегментов «неформального здравоохранения»: производство и распространение товаров для здоровья, сбор и распространение целебных даров природы, оказание лечебных услуг, религиозные практики и оздоровительные учения, предоставление информации о способах поддержания здоровья.

— Есть такие успешные агенты, которые могут охватить все эти сегменты. Например, известная целительница, которая пишет и издает книги, или движение анастасийцев о том, как нужно жить — это и книги, и бизнес (производство из кедра). Среди них мы выделяли нелегальные и опасные практики (нелегальные с точки зрения государства и опасные с точки зрения медицины). Например, какой-то псевдоцелительский культ, где запрещают обращаться к врачам. Есть и промежуточные зоны, максимально приближенные к системе здравоохранения. 

Юлия отметила, что самой закрытой группой оказались священники. В дальнейшем было бы интересно отдельно исследовать то, как религиозные организации  участвуют в поддержании здоровья населения.

Некуда обратиться


По результатам полевых наблюдений выдвинутая гипотеза не подтвердилась. Как выяснилось, в крупных городах сфера «неформального здравоохранения» более развита, чем в небольших поселках и деревнях.

— Получается, что в малых городах люди или не хотят обращаться к неформальным методам лечения, или им некуда обратиться — ни к традиционной, ни к альтернативной медицине. Это печально, поскольку сказывается на состоянии здоровья: люди живут меньше и чаще болеют. 

Чем еще интересно исследование? Оно обозначило и систематизировало значимую часть жизни современного россиянина, особенно ярко проявился зазор между официальной медициной и «неформальным здравоохранением». До проведения исследования данная сфера освещалась в основном в СМИ, но там она подавалась в радикализированном виде — мошенники, ужасные истории и т.д. 

Юлия также презентовала монографию, изданную по результатам проекта — «Неформальное здравоохранение. Социографические очерки». Первая часть книги — вводная аналитическая глава, вторая часть — отдельные эссе по сегментам неформального здравоохранения.

«Мы увидели реальную картину жизни»


Полевые работы проводились в 15 населенных пунктах края, включая Пермь. Сбором эмпирических данных занимались студенты 
факультета экономики, менеджмента и бизнес-информатики и магистерской программы «Государственное и муниципальное управление» НИУ ВШЭ — Пермь: Мария Окунева, Андрей Масленников, Оксана Макарова, Мария Цевилева, Дмитрий Субботин, Дмитрий Сюзев, Николай Опарин, Андрей Шаврин, Алина Ягудина. Соруководителем в проведении исследования была  руководитель магистерской программы «Государственное и муниципальное управление» Елена Зуева. Она поделилась впечатлениями об исследовании:

— Нам было очень интересно принимать участие в проекте. Мы увидели реальную картину жизни. Например, реклама альтернативных методов лечения могла размещаться в поликлинике. Как это совместимо? Полевые исследования открыли новый мир для студентов. Ребята должны были самостоятельно решать непростые задачи. Это было очень поучительно для них, раздвинуло границы их образования.

По результатам исследования мы проводили круглый стол с медиками и спросили их мнение о феномене «неформальное здравоохранение». Представители официальной медицины обозначили несколько постулатов. Во-первых, если «неформальное здравоохранение» существует, значит, оно необходимо. Официальная медициона не обеспечивает населению решение всех задач и происходит замещение. Во-вторых, врачи-хирурги показали открытую ненависть к подобным методам лечения, поскольку после них пациенты попадают к ним в очень запущенном состоянии. В-третьих, было высказано мнение, что «неформальное здравоохранение» имеет право на существование в том случае, когда занимается умирающими пациентами, потому что дает им некую помощь и надежду.  

В семинаре приняли участие представители кафедры социологии ПГНИУ. Преподаватели отметили высокую практическую значимость работы: монография описывает социальные процессы и структурирует их. Например, развитие эволюционного процесса законодательных актов в сфере здравоохранение не только интересно, но и информативно. Кроме того, комплексного анализа по данной проблематики до исследования еще не проводилось. Дальнейшее изучение «неформального здравоохранения» было бы полезно представителям власти, экономистам (поскольку это огромный «теневой рынок»), психологам, то есть акцент можно сместить на междисциплинарность подобного рода исследований.