• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Имбридам Вышки посвящается

В новых «Окнах роста» — авторская колонка руководителя Международной лаборатории экономики нематериальных активов, доцента департамента экономики и финансов Елены Шакиной. Она выпускница первого набора студентов НИУ ВШЭ в Перми. Свою академическую карьеру начала, когда была студенткой третьего курса, и с тех пор работает в стенах родного вуза, совмещая преподавание с исследовательской деятельностью. Помимо этого, ее всегда интересовали проблемы развития академической среды Вышки, в которые она была вовлечена с первого дня своей работы. Колонка в «Окнах роста» для Елены – отличная возможность поделиться своим опытом и наблюдениями о жизни нашего университета.

 

Шакина Елена Анатольевна

Департамент экономики и финансов: Доцент

 
Простому обывателю слово «имбридинг», скорее всего, ничего не скажет, некоторые вспомнят школьный курс биологии, и только представитель академической профессии поймет, что имбридинг – это то, что сильный университет пытается учесть при проведении своей кадровой политики. Как правило, университеты стремятся либо избежать найма своих бывших выпускников, либо максимально возможно снизить негативные последствия такого найма. Но это реальность ведущих западных вузов. В России в условиях слаборазвитого академического рынка имбридинг – основной источник обновления преподавательских кадров. Российские университеты традиционно оставляли своих лучших выпускников на кафедрах. Получить такое предложение было почетно, и для большинства вчерашних студентов оно определяло старт их академической карьеры.

Вышка с момента своего становления опиралась на бывших выпускников, и сейчас многие из них успешно работают в стенах своей альма-матер. Судить о влиянии имбридинга на академическую культуру Вышки, наверное, сейчас сложно. Но, зная причины, по которым наем собственных выпускников нежелателен в большинстве ведущих западных университетов, мы должны по крайней мере учитывать их при работе с молодыми преподавателями, выпустившимися из стен ВШЭ.

Очевидным последствием академического имбридинга можно назвать «окостенение» организационной культуры, невосприимчивость к изменениям, недостаточный уровень внутренней конкуренции и стимулов к развитию. Являя собой один из ярких примеров вышкинского имбрида, здесь я бы хотела представить размышления о том, с чем столкнулись я и некоторые мои коллеги – бывшие выпускники НИУ ВШЭ. А главное, как мы попытались использовать преимущества вылетевших, но тут же вернувшихся обратно птенцов Вышки, а также скомпенсировать негативные последствия такого академического имбридинга. Здесь представлен своеобразный рейтинг плюсов и минусов, которые приносят имбридам нахождение себя и развитие в вышкинской среде. Рейтинг составлен по результатам непринужденных бесед с моими коллегами.

Начнем с рейтинга безусловных преимуществ. На первом месте с большим отрывом находится высокая адаптивность имбридов. Особая во всех смыслах вышкинская культура может быть гораздо легче воспринята, наверное, теми, кто впитал ее «с молоком матери», окунувшись в нее и проведя в ней прекрасные годы своего студенчества. Имбриды быстрее приспосабливаются к иногда очень значительным институциональным изменениям в НИУ ВШЭ, так как в большинстве случаев лучше понимают смысл проводимых реформ. На второе место ставлю эффективный нетворкинг. Бывшие выпускники Вышки легко находят друг друга и с легкостью же эффективно взаимодействуют. Дружеские отношения и взаимопонимание, основанные на общих ценностях и похожем жизненном опыте, позволяют им быстрее находить компромиссы, избегать конфликтов и реализовывать совместные проекты. Ну и почетное третье место отдано спорному, но во многих случаях очевидному преимуществу: имбридов любит среда, за редким исключением, их можно назвать баловнями вышкинской судьбы.

А теперь ложка дегтя. Многие из вышеописанных преимуществ имеют обратную сторону и могут не только осложнить жизнь имбрида в Вышке, но и навредить университетской среде. Рейтинг проблем, с которыми приходится сталкиваться выпускникам Вышки, если они строят здесь свою академическую карьеру, выглядит следующим образом. Все респонденты без исключения называют среди основных проблем имбридинга сложность преодоления стереотипов «наша молодежь», «мой бывший студент», «Петенька был такой хороший мальчик, а теперь…» (при этом сегодня Петр – кандидат наук и заместитель декана по науке крупного вышкинского факультета). Это то, что в той или иной степени испытал на себе каждый имбрид ВШЭ, и поэтому только ему понятно, как может быть непросто возглавить кафедру, где каждый второй когда-то был его преподавателем. Или как сложно принять и внедрить эффективное, но непопулярное решение в таких условиях. На втором месте в рейтинге проблем вышкинских имбридов – «есть ли жизнь после Вышки?». Возможно, это звучит странно, но даже самые успешные имбриды чувствуют высокую степень зависимости от карьеры, построенной в своей альма-матер, так как не видят себя вне стен этого университета (по крайней мере, внутри системы российской науки и высшего образования). И последняя в рейтинге, но тем не менее очень значимая проблема – «туннельное зрение/мышление». Этот недостаток вышкинского имбрида не был назван ни одним из моих коллег и друзей в ходе наших бесед по поводу проблем академического имбридинга. Однако именно он раскрылся для меня в первую очередь как один из моих собственных дефектов.Восприятие Вышки как единственно возможного пути иногда не позволяет увидеть лучшие варианты развития карьеры. Поэтому задуматься об этом, сделать шаг назад и увидеть более широкую перспективу просто необходимо.