• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как померить развитие мозга?

Старший сотрудник Научно-учебной лаборатории междисциплинарных эмпирических исследований НИУ ВШЭ – Пермь, PhD Софья Куликова прочитала научно-популярную лекцию по результатам собственного исследования в МГУ им. М.В. Ломоносова. Такая возможность предоставлялась финалистам всероссийского конкурса научно-популярных статей «Просто о сложном».

Как померить развитие мозга?

Лекция прошла в рамках «Открытой нанотехнологической школы-конференции для школьников, студентов и преподавателей». Главная сложность выступлений состояла в необходимости максимально просто и интересно рассказать о своей теме школьникам, которые голосованием выбирали абсолютных победителей и призеров. Софья Куликова стала одним из победителей по результатам голосования, а значит, абсолютным победителем всероссийского конкурса научно-популярных статей «Просто о сложном».

Софья поделилась с нами впечатлениями и рассказала об исследовании.

— Статья, которую я представляла на конкурсе («Как померить развитие мозга?»), была посвящена проблеме многопараметрического описания развития нервных связей в головном мозге человека. Работа основывалась на моем предыдущем научном исследовании, результаты которого подробно изложены здесь.

Если описывать проблему кратко, то получается следующая картина. Наш мозг — это динамично развивающаяся структура. Причем его развитие идет неравномерно: сначала развиваются нервные связи, ответственные за жизненно важные функции, и только потом те, что отвечают за более сложные задачи, такие, например, как счет или речь. Магнитно-резонансная томография (МРТ) позволяет получить множество различных параметров, отражающих самые разнообразные биохимические свойства нервных связей. Поэтому нельзя выбрать какой-то один параметр для описания развития такой сложной системы, как наш мозг.

В своем исследовании я предложила объединить параметры МРТ при помощи расстояния Махаланобиса для многопараметрического описания развития нервных связей. Такая модель не только позволила упорядочить нервные связи от самых быстро развивающихся до самых «отстающих», но и оценить количественно «задержку» в развитии между отдельными нервными связями.

Данную статью планируют опубликовать также в журнале «Потенциал». Что касается моей победы, то я оценивала свои шансы как вполне реальные. У меня уже есть опыт в научно-популярном изложении материала. Абсолютной уверенности, конечно, не было. Во-первых, остальные участники также представили очень достойные работы, а, во-вторых, жанр научно-популярной статьи я использовала впервые, до этого мне приходилось лишь читать научно-популярные лекции.

Эмоции от конкурса остались только положительные: мне было очень интересно работать над статьей. Мне нравится выступать перед внимательной аудиторией, и для меня огромное удовольствие понимать, что я могу изложить свои результаты так, чтобы они были понятны и интересны каждому.