• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Независимая оценка качества выпускников должна появиться и в высшем образовании

3 ноября в НИУ ВШЭ состоялось расширенное заседание комиссии Ассоциации ведущих вузов в области экономики и менеджмента(АВВЭМ) по независимой оценке качества образовательных программ высшего образования с участием руководителей Минобрнауки России, Рособрнадзора и представителей профессиональных ассоциаций. Обсуждалось создание системы независимой оценки образовательных результатов выпускников программ высшего образования по экономике и управлению и другим направлениям.

Тема независимой оценки в высшем образовании рассматривается на площадке АВВЭМ, так как к качеству образования по экономике и менеджменту у общества, государства и работодателей накопилось больше всего претензий, отметил ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. В этой сфере есть вузы-лидеры, но есть и те, кто берет на бюджетные места троечников, обеспечивая трудоустройство лишь 20 процентов выпускников.

Одна из причин недостаточного качества программ, а как следствие — недовольства работодателей выпускниками, заключается в том, что в высшем образовании нет системы независимой оценки качества подготовки выпускников, заявил руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов. Ныне действующих инструментов — государственной аккредитации, новых образовательных стандартов, мониторинга эффективности вузов, всевозможных рейтингов — недостаточно для решения проблемы.

Недавний опыт внедрения форм независимого оценивания в школьном образовании показал, что система оценки качества влияет на процесс обучения, рассказал Сергей Кравцов: благодаря ЕГЭ «налаживается обратная связь, и мы понимаем, где слабые и сильные стороны общего образования». Можно упомянуть еще такие инструменты независимой оценки в школе, как ОГЭ в 9 классе, национальные и международные исследования качества образования, всероссийские проверочные работы, а в высшем образовании подобные меры эпизодичны. Понятно, что Рособрнадзор уделяет пристальное внимание вузам, у которых по результатам министерского мониторинга обнаруживаются признаки неэффективности, но и в эффективных вузах далеко не все программы реализуются качественно. Так что нужна прозрачная и понятная технология оценки результатов выпускников и соответствующие измерительные материалы.

Но какие именно результаты нужно оценивать? Директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России Александр Соболев пояснил, что введение новых федеральных стандартов постепенно ведет к изменению схемы обучения «4 +2» (бакалавриат + магистратура) на «2+2+2». Эта схема подразумевает, что первые два года в бакалавриате — базовый уровень, освоение которого позволяет студенту выбрать на следующие два года академическую или ориентированную на практику специализацию. Меняется также смысл обучения в магистратуре: это необязательно образование, ведущее к исследовательской работе и получению в дальнейшем научных степеней, но также и возможность дополнить, перепрофилировать свою бакалаврскую подготовку. Чтобы эта схема заработала в полную силу, необходимо унифицировать оценку результатов базового уровня. Содержательно, нормативно и технологически система образования готова к тому, чтобы оценивать качество подготовки студентов после двух лет обучения, заявил Александр Соболев.

Ярослав Кузьминов предложил приступить к независимой оценке результатов студентов прежде всего в четырех секторах: экономика и менеджмент, право, медицина, педагогика. Он подчеркнул, что в экономике и менеджменте дела обстоят хуже, чем в остальных секторах, программ недостаточного качества там больше. Независимый экзамен должен быть для студентов обязательным — если его будут сдавать по желанию, придется потратить лет пять, чтобы всех в это втянуть. Результаты эксперимента в четырех секторах можно будет распространить на всю систему высшего образования страны. В инженерных науках или в сфере культуры организовать независимые экзамены сложнее, так как нужно проверять слишком «дробные» компетенции, но со временем и это будет возможно.

При этом общие требования следует предъявлять при оценке части профессиональных компетенций и готовности работать по специальности. Понятно, что выпускники вузов должны обладать, например, коммуникативными компетенциями и лидерскими навыками, но проверить их у всех студентов крайне сложно, разработчики таких измерительных материалов неизбежно попадут под огонь критики. Важнее оценить знания по некоторым ядерным дисциплинам направления — например, для будущих экономистов это микро- и макроэкономика, статистика, эконометрика, финансы, бухучет. Без этих предметов невозможно освоить специализированные курсы, на них базируются более узкие компетенции.

Главная задача такой оценки качества — определить долю студентов, которые не владеют данными базовыми предметными компетенциями совсем и, как следствие, отсечь некачественные образовательные программы. Попутно можно выявить и настоящих лидеров, но этого общество от нас пока не ждет, считает ректор ВШЭ. Ведь есть немало других инструментов, позволяющих выделить лучшие вузы и лучшие образовательные программы. А сейчас нужно перестать тратить бюджетные деньги на «бросовые» программы, дискредитирующие высшее образование, которые по инерции продолжают существовать. Одновременно, подчеркнул проректор ВШЭ Сергей Рощин, необходимо сформировать нормативную рамку, чтобы мотивировать вузы проходить такую оценку. В противном случае перейти от слов к делу не удастся.