• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Личный успех определяет любимая работа

Работа для современного человека является не просто источником дохода, но и обязательным атрибутом полноценной жизни. Профессиональная деятельность должна быть интересной, востребованной обществом, хорошо оплачиваться и оставлять некую степень свободы, убеждены молодыe россияне. Об этом рассказали сотрудники* Центра молодежных исследований (ЦМИ) НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге в ходе реализации проекта «Молодежные солидарности и поколения XXI века: ценность труда и потребления».

Биографические траектории современного человека стали более вариативными, чем несколько десятков лет назад. И это доказывают исследования. Привычная схема жизненного пути – школа, университет (техникум и т.п.), работа, семья, пенсия – давно перестала быть повсеместной. Если в советское время считалось нормальным трудиться в одной организации всю жизнь, то сегодня это становится исключением. Современный человек готов неоднократно менять работодателя в зависимости от личных потребностей и устремлений.

Результаты проекта ЦМИ показывают, какие смыслы вкладывает современная молодежь в понятия «труд» и «потребление», а также, что значимо в работе для разных групп профессионалов, занятых в бизнесе, бюджетной сфере и самозанятых.

Проект был реализован в два этапа. Сначала исследователи провели вторичный анализ данных, собранных ЦМИ в разные годы в рамках предыдущих исследований, которые включали опросы молодежи, проживающей в Санкт-Петербурге и в городах Поволжья. На втором этапе были проведены глубинные биографические интервью с жителями Санкт-Петербурга. Исследователи разделили респондентов на две возрастные группы – 20-25 лет и 30-35 лет. В каждой группе было проведено по тридцать интервью. В выборке в равной степени представлены мужчины и женщины.

В занятости должен быть смысл

Профессиональная реализация составляет значительную часть жизненных планов современной молодежи, выяснилось в ходе вторичного анализа данных. «Ключевыми измерениями жизненно-стилевых стратегий молодежи на рынке труда становятся ее мобильность, гибкость, готовность к риску, степень свободы в принятии решений, институциональная включенность, режим труда, индивидуальная ответственность и развитие личностных качеств», – отметили исследователи.

При этом профессиональная успешность в представлениях об идеальном будущем регулирует другую значимую цель для молодежи – создание собственной семьи и рождение детей. Помимо взаимных чувств, важными условиями вступления в брак для современной молодежи является наличие высоких стабильных заработков обоих партнеров.

Анализ проведенных глубинных интервью дает представление о том, что такое успех для современной молодежи в контексте труда и потребления. В исследовании описано понимание респондентами успеха в разных измерениях – успех в обществе и личный успех. Вопрос об успехе звучал следующим образом: «Что значит быть успешным человеком в нашем обществе, по вашему мнению? А что лично для вас значит быть успешным? Чего вы хотели бы достичь? И что вы уже достигли?»

Успех, по мнению большинства респондентов, как мужчин, так и женщин, лежит в рамках разделяемых в общественном мнении стереотипов. «Это деньги, богатство, другие демонстрируемые маркеры уровня жизни и силы социального капитала», – поясняют авторы. Однако личный успех интерпретировался по-разному и чаще всего принципиально не совпадал с нормативными образцами. Его стержень для большинства, как показало исследование, это интересная работа и возможность самореализации.

И это должны учитывать работодатели при подборе кадров. «Ожидания к работе молодежи выражаются в формуле – «работа должна быть интересной/нескучной, хорошо оплачиваться, быть осмысленной и при этом оставлять определенную степень свободы», – говорится в исследовании. Особенность современных молодых работников, как замечают авторы, в том, что они рано учатся отстаивать свои права, и, если их что-то не устраивает в работе, они легко с ней расстаются. Как подтверждают результаты исследования, к 30 годам молодые люди неоднократно меняют и место работы, и ее профиль.

Бизнес, бюджет и фриланс – разные стили жизни

Исследователи выяснили, чем отличаются в контексте труда младшие и старшие поколения молодежи, а также, что важно для работников разных сфер: бюджетной сферы, бизнеса и фриланса.

Что касается возраста, то главный вывод заключается в том, что «молодежь младшей возрастной группы еще переживает стресс выхода на рынок труда, а молодые взрослые, перейдя тридцатилетний рубеж, уже в определенной степени подытоживают свой опыт, находятся на пике решения жизненных проблем – воспитания детей, обустройства жилья. «Вместе с тем, отношение к труду у двух поколений во многом оказывается схожим: поиск интереса и денег определяет их трудовые траектории, а планирование собственной карьеры/жизни редко выходит за пределы 3-5 лет», – отметила замдиректора ЦМИ Яна Крупец.

Исследователи выяснили, что возможность реализовать полученное образование определяет сферу занятости. Так работу в бюджетной сфере выбирают молодые люди в той или иной степени мотивированные работать по полученной специальности, отмечают исследователи. Самозанятые и нередко работающие в сфере крупного и среднего бизнеса не придают столь высокого «профессионального» значения образованию, как бюджетники.

Также авторы пришли к выводу, что бюджетники и работающие в частных компаниях в поиске работы часто ориентируются на знакомых, родственников и официальные каналы, а фрилансеры, в первую очередь, пользуются слабыми социальными связями – случайными знакомыми или клиентами. При этом фрилансеры в основном то, что называется живут настоящим, а трудовой путь бюджетников можно охарактеризовать как «ориентированный на будущее».

В целом исследователи отмечают, что молодые работники поколения Y (рожденные в 80-е, 90-е) – разные, но у них есть общие черты: они ценят свободу, удовольствие, увлеченность, статус, стабильность и деньги. «Работодателям рекомендуется обеспечивать хотя бы одно из этих условий на рабочем месте, и тогда молодые люди готовы идти на компромиссы и искать удовлетворение остальных потребностей за пределами работы, например, в хобби», – комментируют авторы исследования.

*Проект реализован под руководством директора ЦМИ НИУ ВШЭ, доктора социологических наук Елены Омельченко.