Регионы адаптируются к кризису
За первые четыре месяца 2015 года консолидированный региональный бюджет исполнен с традиционным профицитом. Регионы стремятся ограничить объем годового дефицита за счет увеличения поступлений по основным видам налогов и ограничения роста расходов, отметили эксперты Центра развития НИУ ВШЭ в очередном бюллетене «Новые Комментарии о государстве и бизнесе».
В январе-апреле 2015 года доходы консолидированных региональных бюджетов выросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 11,4%, до 3,2 трлн рублей. Расходы бюджетов составили 2,6 трлн рублей, профицит – 548 млрд рублей или 2,4% ВВП. Напомним, что федеральный бюджет за этот период исполнен с дефицитом, равным 4,4% ВВП. Положительный баланс исполнения бюджетов за первые четыре месяца года характерен для большинства регионов (рисунок 1). В относительном выражении профицит региональных бюджетов выше, чем в предыдущие три года.
В структуре доходов региональных бюджетов в 2015 году по сравнению с предыдущими тремя годами доля налога на прибыль увеличилась до 30,2%. Важнейшей тенденцией изменения структуры доходов с 2012 по 2015 годы является резкое снижение доли трансфертов из федерального бюджета – с 21,4 до 16,2%.
Эта тенденция – яркое свидетельство сокращающихся возможностей федерального бюджета по поддержке регионов. Правда, несмотря на снижение доли трансфертов в финансировании региональных расходов в целом по России, для ряда регионов эта доля остается высокой. За первые четыре месяца 2015 года для 11 регионов доля трансфертов в доходах превышала 50%. Лидерами по этому показателю являются Ингушетия и Чечня (82,1 и 80,1% соответственно). В Республике Крым и Севастополе эта доля равна соответственно 66,6 и 65,2%.
Расходы регионов по сравнению с 2014 годом выросли в номинальном выражении на 4,4%. Поскольку инфляция за первые четыре месяца превысила 16%, в реальном выражении расходы регионов в январе-апреле текущего года сократились на 10% (на федеральном бюджетном уровне запланировано сокращение расходов в реальном выражении на 5%). По сравнению с показателями трехлетней давности, с относительно благополучным 2012 годом, сокращение расходов в реальном выражении составило 8%.
Несмотря на существенный положительный баланс исполнения консолидированного регионального бюджета в целом за январь-апрель 2015 года, свыше 30% регионов имели бюджетный дефицит. На рис. 6.2 показаны регионы с соотношением бюджетного дефицита и собственных доходов, превышающим 15% (ограничение, предусмотренное Бюджетным кодексом) и близким к этому значению. Формально ограничению Бюджетного кодекса не удовлетворяют показатели 10 регионов.
На основе исполнения региональных бюджетов за четыре месяца сложно делать оценку исполнения за год. На нее может повлиять ряд труднопредсказуемых факторов: например, резкие колебания цен на нефть или политические катаклизмы. Тем не менее, если исходить из показателей равномерности исполнения бюджетов за последние три года, предварительный прогноз может быть сделан.
Из этих оценок следуют два важных вывода:
- расходы в 2015 году в реальном выражении могут сократиться по сравнению с уровнем 2014 года на 9%;
- дефицит консолидированного бюджета регионов в 2015 году будет существенно меньше показателей 2013–2014 годов и составит около 0,2% ВВП.
Таким образом, высокая инфляция и меры по повышению бюджетных доходов позволили регионам в январе-апреле 2015 года обеспечить рост доходов на 11,4%. Одновременно высокая закредитованность субъектов федерации в коммерческих банках, практическое закрытие рынка региональных облигаций, небольшие объемы дополнительных бюджетных кредитов в рамках Антикризисного плана правительства заставляют регионы проводить ограничительную политику в сфере расходов. Вместе с двузначной инфляцией это ведет к сокращению расходов регионов в реальном выражении на 9–10%.
Речь идет, прежде всего, о расходах на образование, здравоохранение и об инвестициях в регионах. Иными словами, ценой такого «финансового оздоровления» будет иммобилизация долгосрочных факторов роста российской экономики.