• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

4 ответа на важные вопросы для будущих студентов-историков

С 19 июня стартует прием документов на образовательные программы бакалавриата Пермского кампуса НИУ ВШЭ. Мы начинаем серию публикаций для абитуриентов: руководители образовательных программ дадут рекомендации по грамотной подготовке к поступлению. Открывают рубрику советы руководителя образовательной программы «История» Александра Чащухина.

 

  1. Что необходимо для того, чтобы поступить на образовательную программу «История», а учеба не превратилась в мучение?

Увлекаться историей. Читать книги и смотреть хорошие фильмы. Уметь правильно писать тексты (пока в формате школьных сочинений). Интересоваться тем, что происходит в мире.

  1. Что лучше прочитать для подготовки к ЕГЭ?

Главное пособие — школьные учебники по истории России и обществознанию за 10–11-й классы. Интернет-ресурсы – дело полезное, но только в том случае, если происхождение и содержание сайта вызывает доверие. Во всемирной паутине можно обнаружить многое, в том числе и ненаучную фантастику. Лучше использовать проверенные ресурсы, рекомендованные Министерством образования и науки РФ, ресурсы ФИПИ (Федерального института педагогических измерений).

  1. Как найти «правильные» учебники? Каких учебных материалов стоит избегать при подготовке?

На школьном учебнике должно быть указано «рекомендовано Министерством образования и науки РФ». Не стоит пользоваться советскими и дореволюционными учебниками. Первые были написаны под сильнейшим влиянием государственной идеологии, вторые использовали научные концепции вековой давности.

  1. Как систематизировать материал? На что обращать внимание?

Обращайте внимание на термины, исторические персонажи и события. В процессе подготовки должны формироваться ассоциативные ряды. Иван Грозный должен автоматически ассоциироваться с опричниной, Ливонской войной, Андреем Курбским и т.п. Без наличия этого «фона» будет невозможно написать тест, идентифицировать исторический документ.

Сводные таблицы и блок-схемы – дело полезное, но почти бессмысленное, если не написано Вашей рукой. Как известно, правильно составленная шпаргалка на экзамене не нужна, ее содержание уже находится в Вашей голове.

Самое простое в подготовке – решение тестов. Их результат нагляден и легко переводится в баллы. При этом многие абитуриенты забывают или оставляют на потом тренировку по третьей части (С). Торопиться не нужно, обращайте внимание на форму изложения. Будет обидно, если грамматическая или стилистическая ошибка снизит баллы. Развернутые письменные ответы полезно показывать стороннему эксперту (учителю истории или русского языка, родителям, знакомому отличнику). Есть обратный способ подготовиться – проверить задание другого школьника. Лучший способ усвоить материал – объяснить его другому или проверить написанную работу.

Переключайтесь. Используйте не только тексты, но и видеоматериалы. Популярные фильмы Леонида Парфенова, короткие видеоролики ресурса «Постнаука» могут стать хорошим подспорьем в подготовке к экзамену.