• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Первый очный семинар для учителей в формате Университетско-школьного кластера – 2015

В минувшие выходные в Пермском кампусе НИУ ВШЭ состоялся первый очный семинар для учителей математики, русского и английского языков, истории и обществознания — участников деятельности Университетско-школьного кластера в 2015 году. В работе семинара приняли участие 196 учителей из 78 образовательных учреждений Пермского края и гимназии № 14 города Глазова.

В минувшие выходные в Пермском кампусе НИУ ВШЭ состоялся первый очный семинар для учителей математики, русского и английского языков, истории и обществознания — участников деятельности Университетско-школьного кластера в 2015 году. В работе семинара приняли участие 196 учителей из 78 образовательных учреждений Пермского края и гимназии № 14 города Глазова.

В 2015 году реализуется уже VII этап деятельности Университетско-школьного кластера. В организационную структуру кластера входят: проектная группа, 4 виртуальных кафедры учителей, мониторинговая группа и веб-группа.

Основным содержанием деятельности учителей в кластере является освоение программ дополнительного профессионального образования по общему тематическому направлению «Управление качеством школьного образования в контексте требований новых ФГОС» в объеме 108 часов. При этом большая часть образовательных программ (68 часов) осваивается учителями в дистанционном режиме на сайте кластера.

Учителя каждой виртуальной кафедры делятся на три предметные группы: базовую, профильную и мультипликационную. Базовая и профильная группы формируются по результатам первого (диагностического) тестирования и изучают темы образовательной программы соответственно своему уровню.

Группа учителей-мультипликаторов формируется по двум критериям: рекомендации общеобразовательной организации и высокому результату на входном очном тестировании. Их деятельность на базе предлагаемой программы будет нацелена в первую очередь на повышение методической компетенции. Содержанием работы учителей-мультипликаторов станет освоение современных образовательных технологий и практик, обеспечивающих совершенствование образовательного процесса в общеобразовательных организациях в контексте требований новых образовательных стандартов, разработка комплекса открытых учебных занятий и мастер-классов, направленных на апробацию актуального содержания учебной деятельности и применение в образовательном процессе школы современных образовательных технологий в контексте требований ФГОС. Работа данной группы предполагает участие учителей в деятельности кластера на протяжении трех лет.

Такое деление учителей внутри кафедры позволяет индивидуализировать процесс повышения квалификации и максимально учесть образовательные запросы каждого учителя.

На первом очном семинаре 16 мая учителя знакомились с основными направлениями и содержанием деятельности в формате кластера, с сайтом кластера, правилами регистрации и работы на сайте. Кроме того, было проведено входное очное тестирование уровня предметной компетенции учителей. По результатам входного тестирования средний процент качества выполнения учителями тестовых заданий составил 46,5%. Этот показатель говорит о том, что учителя испытывают предметные затруднения при выполнении большого количества тестовых заданий. И именно индивидуализированная системная работа под руководством тьюторов в формате кластера позволит повысить уровень предметной компетенции, преодолеть зафиксированные трудности.

Далее в ходе семинара учителя под руководством тьюторов осваивали первый раздел образовательной программы дополнительного профессионального образования:

• учителя математики — тему «Преобразования в школьном курсе алгебры. Роль преобразований при решении задач ОГЭ и ЕГЭ»;

• учителя русского языка — тему «Изменения в структуре, содержании и системе оценивания КИМ ЕГЭ и ОГЭ в 2015 году»;

• учителя английского языка — тему «Структура языка: части речи vs. члены предложения»; 

• учителя истории и обществознания — тему «Инновационная модель развития как стратегический выбор России и ФГОС нового поколения».

Все темы соответствуют актуальным образовательным трендам и остро востребованы школьными учителями.

Заведующие кафедрами учителей в кластере поделились своими впечатлениями о результатах проведения первого очного семинара.

Ординарный профессор, заведующий кафедрой учителей математики Университетско-школьного кластера Анатолий Иванов рассказал: «В Пермском кампусе НИУ ВШЭ начинается 7-й этап функционирования Университетско-школьного кластера — совершенно нового формата повышения квалификации учителей, отличного от старых ИПК, где можно было поприсутствовать на лекционных занятиях, “изобразить” написание какого-нибудь реферата и получить соответствующие документы. В кластере каждый из участников вовлекается в самую активную деятельность путем проведения очных семинаров и строго контролируемой индивидуальной работы в режиме онлайн.

Главнейшим отличием методической работы кластера является не натаскивание учителей на задания ЕГЭ, а постоянная диагностика “слабых” мест каждого участника с целью скорейшего устранения всех индивидуальных пробелов с использованием обширнейшей базы знаний, которая в дальнейшем позволяет обеспечивать высокую степень систематизации знаний их учащихся и готовность к успешному усвоению ими вузовского курса математики. Такой уровень подготовки учителей обеспечивается индивидуальным тьюторским сопровождением, подбором огромного количества методических материалов для непосредственной работы с учащимися 4–11-х классов. Используемая технология помогает формировать цельное представление о курсе математики.

Благодаря кластеру и олимпиадам среди педагогов в Пермском крае формируется сообщество учителей-профессионалов. Высокий уровень предметных компетенций участников этого объединения имеет прямую корреляцию с результатами их учеников. Так, например, в 2014 году средний балл ЕГЭ по математике в Перми оказался самым высоким среди городов-миллионников, включая Москву и Санкт-Петербург, и, естественно, значительно выше среднего по РФ».

Доцент, заведующая кафедрой учителей английского языка Университетско-школьного кластера Екатерина Петкова: «Первый семинар прошел в располагающей рабочей атмосфере, практически при 100%-й явке педагогов. Очень приятно заходить в полную аудиторию, видеть знакомые лица участников прошлых этапов кластера. Это говорит о том, что учителя находят нашу работу полезной и чувствуют свое профессиональное совершенствование в рамках данного проекта.

Состав участников, как обычно, разнородный: от педагогов с сорокалетним стажем до совсем молодых, недавних выпускников вузов, первый год работающих в школах. При этом на диагностическом тестировании все они показали довольно высокий уровень предметных знаний. В дальнейшей дискуссии стало очевидно, что нашими школьными коллегами руководит неподдельное стремление повышать свой профессиональный уровень. Многих заинтересовали инновационные формы работы, развиваемые в рамках кластера, разработка современных учебных занятий и мастер-классов в контексте требований ФГОС. Педагоги нашли их крайне актуальными, и 10 человек пожелали принять участие в их разработке, то есть, в терминологии кластера, стали учителями-мультипликаторами. Стоит также отметить интерес учителей к обмену педагогическим опытом и командной работе». 

Доцент, заведующая кафедрой учителей русского языка Университетско-школьного кластера Алла Кудлаева: «Хотелось бы отметить, что год от года мотивация к повышению уровня профессиональной компетенции в формате кластера у педагогов возрастает. В этом году в условиях неопределенности в стратегиях развития образования по русскому языку педагоги особенно заинтересованы в совершенствовании уровня профессиональной компетентности, поэтому все без исключения участники первого очного семинара активно обсуждали актуальные вопросы, связанные с изменениями структурного и содержательного характера в итоговой аттестации по русскому языку в 9-х и 11-х классах.

Наибольший интерес вызвала проблема возвращения итогового сочинения в школьное образование, но на новом, метапредметном уровне, что требует от педагога-словесника инновационных профессиональных навыков и умений, реализации на новом уровне своего творческого потенциала. Учителя с большим вниманием смотрели онлайн-трансляцию мастер-класса А.Г. Нарушевича “Готовимся к сочинению. ОГЭ”.

Отрадно осознавать, что педагоги готовы меняться в первую очередь сами, уходить от традиционного закоснелого мышления, сформированного в некоторой степени давно устоявшимися традициями филологического образования. Однако следует отметить, что методика классического филологического образования ни в коем случае не должна полностью кануть в Лету. Напротив, “подкрепившись” современными технологиями, она должна обогатить современное образование по русскому языку, что в полной мере соответствует целям и задачам, реализуемым в рамках кластера в предметной области “Русский язык”.

Кроме того, на первом семинаре учителя имели возможность пообщаться по скайпу с тьютором кафедры Валентиной Шенкман, находящейся в длительной служебной командировке в Китае и работающей с педагогами в кластере только в дистанционном режиме. Она рассказала о специфике работы группы учителей-мультипликаторов русского языка на протяжении 2015–2017 годов». 

Доцент, заведующая кафедрой учителей истории и обществознания Университетско-школьного кластера Елена Корчагина: «Кафедра учителей истории и обществознания начала свою работу, как всегда, динамично и насыщенно. В начале семинара учителям было предложено заполнить не только традиционную “кафедральную” анкету, но и анкету на выявление уровня их профессионально-творческого потенциала. Анкета была подготовлена впервые, в рамках исследования “Педагогическое творчество в коллективе учителей средней школы Пермского края”, которое проводят тьюторы кафедры.

Очень интересной, по-профессиональному дискуссионно-острой получилась лекция-семинар по теме “Инновационная модель развития как стратегический выбор России и ФГОС нового поколения”. Что же касается встречи с учителями-мультипликаторами, то это встреча людей, далеко не первый год участвующих в работе кластера! Как нам кажется, мы все получили удовольствие от такого праздника встречи с коллегами, от нашего профессионального общения! Работа нас ждет явно интересная, глубокая и новаторсская».