• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Седьмой этап развития деятельности Университетско-школьного кластера

Университетско-школьный кластер – инновационная форма объединения усилий общеобразовательных организаций Пермского края и Университета (НИУ ВШЭ – Пермь) в целях управления качеством школьного образования посредством совершенствования профессиональной компетентности учителей, а также предметных компетенций учащихся под руководством профессорско-преподавательского состава пермских вузов.


Университетско-школьный кластер – инновационная форма объединения усилий общеобразовательных организаций Пермского края и Университета (НИУ ВШЭ – Пермь) в целях управления качеством школьного образования посредством совершенствования профессиональной компетентности учителей, а также предметных компетенций учащихся под руководством профессорско-преподавательского состава пермских вузов.

Университетско-школьный кластер был создан в 2009 году. За шесть лет успешно апробированы уникальные инновационные технологии совершенствования профессиональной компетенции учителей, прежде всего технологии дистанционного образования и индивидуального тьюторского сопровождения.

Общее количество учителей, принявших участие в деятельности кластера в 2009-2014 гг. на шести этапах его развития составило 2396 человек, учащихся – 1862 человека из более чем 100 школ Пермского края, гимназии № 14 города Глазова Удмуртской республики. В состав Университетско-школьного кластера традиционно входит большое количество образовательных учреждений Университетского округа НИУ ВШЭ (не менее 70%).

Общее тематическое направление программ повышения квалификации, реализуемых в формате кластера в последние годы - «Управление качеством школьного образования в контексте требований новых ФГОС».

За годы работы в кластере сложилась сильнейшая стабильная команда тьюторов, обеспечивающая высокие результаты его деятельности. Главный продукт кластера – значительное повышение уровня предметной компетенции учителей. Средний прирост по результатам итоговых тестирований учителей – участников проекта в 2014 году составил 12,4% (в предыдущие 5 лет деятельности кластера средний процент прироста составлял 9,07 %). Кроме того, по результатам деятельности учителей в формате кластера были изданы 4 сборника инновационных учебно-методических материалов, актуальных для применения в школах с целью повышения качества образования.

Учителя, участники проекта, высоко оценивают преимущества повышения своей квалификации в формате кластера, к которым они относят следующие: возможность выбора типа образовательной программы повышения квалификации, формы обучения, тьютора; максимально комфортную, эффективную, современную форму повышения квалификации с преимущественно  дистанционным характером взаимодействия (возможность сочетания работы с обучением, выполнения заданий в удобное, свободное от основной работы время); высоко профессиональное индивидуализированное тьюторское сопровождение работы учителя в кластере; применение полученной учебно-методической базы в учебном процессе с целью совершенствования предметной компетенции учащихся, освоение современных образовательных технологий и методов обучения; активное освоение IT технологий.

В 2015 году будет реализован уже седьмой этап деятельности кластера. С 23 апреля по 08 мая 2015 года состоялся Конкурс по отбору общеобразовательных организаций Пермского края в состав Университетско-школьного кластера.

Для участия в деятельности четырех предметных кафедр кластера (учителей русского языка, английского языка, математики, истории и обществознания) было подано 77 заявок от руководителей общеобразовательных организаций Пермского края. Критерии оценки конкурсных материалов отражали готовность общеобразовательной организации к инновационной деятельности в формате Университетско-школьного кластера, наличие опыта взаимодействия в сетевых инновационных образовательных сообществах.

Важно отметить, что в большинстве случаев на 1 место участника деятельности кластера одновременно претендовало 3-4 учителя одного предмета их одной школы. Заключение жюри конкурса о невозможности всем желающим учителям принять участие в проекте в 2015 году вызвало большие огорчения и переживания у учителей. Всего в 2015 году к деятельности в кластере приступит 223 учителя.

Объем образовательной программы в 2015 году составляет 108 часов, из них 40 часов – очные семинары; 68 часов - обучение с применением ДОТ на специальном сайте кластера http://cluster.hse.perm.ru. Учителя каждой предметной кафедры будут разделены на три предметных группы: базового уровня, углубленного (профильного) уровня и мультипликационную. Такое деление позволит индивидуализировать процесс повышения квалификации и максимально учесть образовательные запросы каждого учителя.

16 мая состоится первый очный семинар для учителей предметных кафедр. Семинар включает три основных модуля:

- организационный – знакомство учителей с основными направлениями и содержанием деятельности в формате кластера, знакомство со специальным сайтом кластера, правилами регистрации и работы на сайте;

- диагностический - проведение входного очного тестирования учителей;

- содержательный – освоение первого раздела образовательной программы дополнительного профессионального образования.

До 1 декабря 2015 года учителя должны выполнить 10 контрольных точек образовательной программы для получения удостоверения о повышении квалификации в объеме 108 часов и успешно реализовать маршруты индивидуального профессионального развития в формате кластера.