• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новые квалификационные требования к госслужащим: проблемы и мнения

В Пермском кампусе НИУ ВШЭ состоялся круглый стол «Совершенствование квалификационных требований к претендентам на должность госслужащих». Актуальные аспекты законопроекта «О государственной гражданской службе РФ» обсудили представители органов власти Перми и Пермского края, а также эксперты Высшей школы экономики.

В Пермском кампусе НИУ ВШЭ состоялся круглый стол «Совершенствование квалификационных требований к претендентам на должность госслужащих». Актуальные аспекты законопроекта «О государственной гражданской службе РФ» обсудили представители органов власти Перми и Пермского края, а также эксперты Высшей школы экономики.

В круглом столе приняли участие: начальник отдела организации аудита Управления по вопросам муниципальной службы и кадров Администрации города Перми Светлана Крылова, заместитель директора департамента государственного управления Администрации губернатора Пермского края Максим Попов, заведующая Сектором по кадровой политике отдела государственной службы и кадров Законодательного собрания Пермского края Светлана Соколова, декан факультета профессиональной переподготовки НИУ ВШЭ – Пермь Вадим Грабарь, заместитель декана факультета профессиональной переподготовки НИУ ВШЭ – Пермь Илона Колос, доцент департамента менеджмента Людмила Лебедева, заместитель директора Светлана Левина.

Модератором круглого стола выступила доцент департамента менеджмента, академический руководитель магистерской программы «Государственное и муниципальное управление» НИУ ВШЭ – Пермь Елена Зуева. В приветственном слове она обозначила основные темы для дискуссии: в чем смысл новых квалификационных требований к госслужащим, есть ли отличия в них на разных уровнях власти, какой диплом нужен для поступления на госслужбу, как изменения повлияют на борьбу с коррупцией и какова будет роль профпереподготовки.

Стоит отметить, что 31 декабря 2014 года был опубликован новый законопроект, изменяющий Федеральный закон № 79 от 2004 года «О государственной гражданской службе РФ». Согласно законопроекту выделяются 5 видов должностей государственных гражданских служащих и несколько групп специалистов, к которым будут предъявляться иные квалификационные требования по образованию. Так, на руководящие должности могут быть приняты только выпускники вузов с дипломом специалиста или магистра определенных направлений: «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом», «Юриспруденция».

«Я положительно оцениваю этот пункт законопроекта, сейчас мы особенно нуждаемся в людях с высокой квалификацией, чтобы руководить страной, регионом или муниципалитетом. Это важное условие для эффективного развития», — подчеркнула Елена Зуева.

В то же время возникает множество вопросов: как устроиться на госслужбу выпускнику вуза, если в обязательные требования входит определенный стаж работы; как принимать на работу человека, если он еще учится и др.

Светлана Крылова поделилась опытом: «У нас проходят практику студенты разных вузов. Среди них есть те, кого мы готовы принять на работу, но не можем этого сделать по законодательству. Что касается стажа работы, то сейчас ситуация меняется. У нас на первом месте при приеме на госслужбу — выпускники с красными дипломами».

Эксперты также рассмотрели изменение требований к профессиональной переподготовке. Согласно новому законопроекту если у претендента на должность или госслужащего нет диплома соответствующей специальности, он может пройти профессиональную переподготовку по этим направлениям. При этом профпереподготовка должна быть объемом свыше 1000 часов.

Илона Колос рассказала, что сегодня существует два вида профпереподготовки: с правом ведения новой деятельности (объем обучения меньше 1000 часов) и с присвоением дополнительной квалификации (объем обучения свыше 1000 часов).

«Сейчас нам придется перестроить программы, увеличив количество часов обучения. И мы уже начали работать в этом направлении. Планируем реализовать новые программы с октября этого года. Кроме того, мы добавим в них ряд новых дисциплин: антикоррупционное законодательство, госзакупки и др. Обучение займет около 1,5 лет», — обозначила заместитель декана факультета профпереподготовки НИУ ВШЭ – Пермь.

На круглом столе обсудили сроки проведения профпереподготовки и проблемы, возникающие в связи с реализацией этого требования законопроекта.

Максим Попов пояснил: «До 31 декабря 2017 года необходимо провести внеочередную аттестацию. Эта процедура будет реализована, чтобы исключить из числа госслужащих тех, чье образование не соответствует требованиям законодательства. У нас есть время, чтобы привести в порядок квалификационные требования».

Елена Зуева предложила обсудить, смогут ли выпускники с дипломом магистра сразу получить должность руководителя. Светлана Крылова отметила, что с этим они уже столкнулись на практике: «Получается, что человек с огромным опытом уступает специалисту со студенческой скамьи, но с дипломом магистра. Но пока мы оставили этот вопрос без ответа».

В ходе дискуссии были затронуты такие проблемы, как мотивация госслужащих и критерии отбора образовательных учреждений для прохождения качественной профпереподготовки.

«Современный госслужащий сталкивается с противоречием: он действует в консервативной системе, а от него требуют инноваций», — обозначил Вадим Грабарь.

«Рынок госслужащих должен быть конкурентоспособным. В настоящий момент он является третьим в регионе по количеству рабочих мест на рынке труда. Необходимо создавать такие условия работы, чтобы люди, которые нужны для эффективного управления, пришли на госслужбу, а не ушли в бизнес и т.п.», — уверена Елена Зуева.

«Я тоже пытался заниматься системой мотивации. Это очень интересная тема, мы можем попробовать конкурировать с иными работодателями. На самом деле существует проблема нехватки квалифицированных кадров. Нужно не только их найти, но и привлечь», — рассказал Максим Попов. Он также обозначил, что существуют и проблемы, снижающие мотивацию госработников: отсутствие обратной связи, снижение социальных гарантий.

Светлана Крылова высказала мнение, что необходимо выстраивать систему индивидуального подхода к госслужащим и их обучению — в зависимости от результатов работы.

В ходе обсуждения был поднят вопрос об изменении отношения госслужащих к антикоррупционному законодательству. «В число базовых квалификационных требований необходимо внести знание антикоррупционного законодательства. Главная цель нашего круглого стола — максимально наполнить структуры обучения теми требованиями, которые предъявляются госслужащим. Чтобы мы получали подготовленных специалистов», — отметил Максим Попов.

Эксперты сошлись во мнении, что для эффективного внедрения новых квалификационных требований к госслужащим необходимо взаимодействие на всех уровнях власти и сотрудничество с вузами. Светлана Крылова подчеркнула при этом, что Высшая школа экономики всегда готова к инновациям в образовательном процессе.

Елена Зуева подвела итоги круглого стола: «Десять лет мы существуем в рамках федерального закона, который в некоторых позициях устарел уже давно. Наконец-то ситуация начала меняться. Сейчас формируется новая модель экономического развития. Кто будет управлять новой экономикой? Те самые люди, к которым формируются сегодня новые квалификационные требования. Мы готовы к сотрудничеству. И хорошо, что у нас есть еще два года, за которые можно подготовиться к введению нового закона».