• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Оптовики готовят розницу к масштабному росту цен

Снижение спроса со стороны населения и бизнеса, инфляция и сжатие рынка кредитования ухудшили положение оптовиков в IV квартале 2014 года. Все имеющиеся потери и будущие риски предприниматели теперь закладывают в цену, отметили эксперты Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в очередном мониторинге делового климата в оптовой торговле.

Снижение спроса со стороны населения и бизнеса, инфляция и сжатие рынка кредитования ухудшили положение оптовиков в IV квартале 2014 года. Все имеющиеся потери и будущие риски предприниматели теперь закладывают в цену, отметили эксперты Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в очередном мониторинге делового климата в оптовой торговле.

В IV квартале 2014 года индекс предпринимательской уверенности снизился до +2%, что оказалось самым низким значением за весь посткризисный период.
Падение спроса по всем направлениям (от автокомпонентов до продуктов питания) резко ухудшило положение оптовиков. Большинство основных показателей, отражающих деловую активность оптовых фирм, оказались в минусе. В частности, треть предпринимателей сообщили о сужении портфеля заказов относительно предшествующих периодов. Доля предпринимателей, заявивших о недостаточном платежеспособном спросе со стороны клиентов, составила 63%. Снижение продаж констатировали более 40% предпринимателей.
Таковы основные результаты анализа финансово-экономической деятельности трех тысяч организаций оптовой торговли, проведенного Центром конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ на основе данных Росстата.
Впервые с 2009 года произошло ухудшение состояния оптовиков, реализующих бытовую мебель, напольные покрытия и прочие неэлектрические бытовые товар, отмечается в мониторинге ИСИЭЗ. Снизились показатели продаж бытовых электротоваров, парфюмерии и косметики, фармацевтических и медицинских товаров, продуктов питания.
Единственными, кто смог удержаться на плаву в конце года, оказались продавцы автомобилей. Они завершили торговый сезон на пике продаж: относительно III квартала индекс предпринимательской уверенности возрос с +5 до +9%. Причина – ажиотажный потребительский спрос в конце года.
В целом же на ухудшение экономической конъюнктуры оптовики отреагировали ростом цен и сокращением ассортимента. 68% руководителей оптовых компаний констатировали увеличение стоимости продаваемой продукции. Большинство также сузило ассортимент. Как отмечают авторы мониторинга, сокращение ассортимента, подобное нынешнему, обычно наблюдается в периоды острой дестабилизации, когда приходится использовать широкий спектр механизмов оптимизации.
На фоне пессимистичных ожиданий нарастить выручку и поднять продажи, более 50% предпринимателей заявили, что планируют увеличить цены реализации по всем товарным группам уже в начале этого года. «Таким образом, розница подготовилась к ответу на любые и теперь уже предсказуемые шаги оптового сегмента. Очевидно, что в 2015 году основная  нагрузка ляжет на потребителя, которому придется расплачиваться по новым прайс-листам, включающим в себя не только все  заложенные потери, но и будущие риски бизнесменов», – констатируют экономисты ЦКИ.

Рисунок 1.  Индекс предпринимательской уверенности в организациях оптовой торговли (Балансы, %)





















Комментирует директор Центра конъюнктурных исследований Георгий Остапкович:
2014 год оказался насыщен антирекордными результатами. Конъюнктура рынка формировалась в сложных и преимущественно непредсказуемых условиях, не предоставляя предпринимателям широких стабилизационных альтернатив. В результате наступила логичная развязка, обусловленная не только экономическими и политическими событиями 2014 года, но и длительной дестабилизацией сегмента: по всем ключевым индикаторам обследования зафиксировано обновление средних минимальных значений предшествующих периодов. На фоне полученных итогов волнует не только дальнейшая судьба отрасли, но и неминуемо связанных с ней сектора розничной торговли и домашних хозяйств.
Следует подчеркнуть, что оптовая торговля несет не себе двойной груз ответственности с точки зрения формирования делового климата организаций реального сектора, и в особенности в ближайшем «родственном» сегменте – ритейле, так как закладывает ключевые номенклатурные и ценовые параметры. В итоге ценовая зависимость в буквальном смысле всех остальных участников рынка в следующем году, станет едва ли не единственным драйвером развития оптовой торговли и понятно, что на чаше весов для руководителей явно окажется собственное благополучие бизнеса.