• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Инфляция «съедает» обороты несетевых ритейлеров

Несетевые ритейлеры лучше других представителей малого бизнеса переживают экономические трудности. Рост издержек и снижение спроса влечет за собой сокращение их маржи и, как следствие, прибыли. Усугубляет ситуацию неопределенность, неподъемные проценты по кредитам и высокие налоги, отметили эксперты Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в пилотном выпуске мониторинга делового климата в малых организациях розничной торговли.

Несетевые ритейлеры лучше других представителей малого бизнеса переживают экономические трудности. Рост издержек и снижение спроса влечет за собой сокращение их маржи и, как следствие, прибыли. Усугубляет ситуацию неопределенность, неподъемные проценты по кредитам и высокие налоги, отметили эксперты Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в пилотном выпуске мониторинга делового климата в малых организациях розничной торговли.

Первый выпуск мониторинга посвящен состоянию дел в малых организациях розничной торговли во II полугодии 2014 года и ожиданиям предпринимателей на I полугодие 2015 года. Эксперты проанализировали мнения руководителей более 1200 торговых организаций. Опрос проведен по заказу НИУ ВШЭ в октябре 2014 года АНО «Статистика России». 
Анализ малых торговых организаций показал: на фоне других секторов российской экономики, представляющих российский малый бизнес, ситуация у несетевых ритейлеров пока выглядит наиболее оптимистично. 
Мелкие торговцы оказались более гибкими, чем сетевая розница, способными быстрее реагировать на изменение спроса и цен, зачастую прибегая к недобросовестным формам конкуренции. Так, по итогам анализируемого периода, доля предпринимателей, отмечавших укрепление своих конкурентных преимуществ по сравнению с Iполугодием, превосходила долю тех, кто фиксировал обратное. Сами предприниматели объясняли свой успех высоким качеством реализуемой продукции (так заявили треть всех респондентов), но при этом обвиняли друг друга в жесткой и не всегда законной конкурентной борьбе. 
54% предпринимателей отметили факт недобросовестной конкуренции как серьезную помеху для своего развития, а 62% респондентов констатировали, что готовы в случае проигрыша уйти с рынка. 
Однако, как считают авторы мониторинга, удерживаться на плаву в последнее время ритейлерам больше всего помогал сезонный фактор. 
II полугодие для торговли традиционно является более благоприятным бизнес – сезоном, когда после летнего затишья, в осенне-зимний период происходит увеличение потребительского спроса и продаж. Если же взглянуть на состояние дел в мелкой рознице изнутри, то ситуация выглядит далеко не радужно. «Можно сказать, что торговцы выживают лишь за счет внутренних резервов и оптимизма, видя во внешних факторах не столько поддержку, сколько проблемы для своей деятельности», – отмечается в мониторинге. 
Основным сдерживающим фактором в развитии для 70% предприятий стал недостаточный потребительский спрос. Практически каждый третий опрошенный ритейлер констатировал уменьшение востребованности товаров со стороны потребителей. Это «потянуло» за собой снижение объемов продаж, уменьшение выручки и прибыли. 
В итоге средний уровень торговой наценки в малых организациях во II квартале составил 25%, а желаемая средняя торговая наценка, которая была бы достаточной для возмещения издержек обращения и обеспечила бы получение необходимой прибыли, по словам самих ритейлеров, не должна быть меньше 33%. 
Рост оптовых цен и сокращение маржи заставил розничных торговцев также «переписывать ценники», что еще больше ударило по их бизнесу. Так, по сравнению с I полугодием 2014 года о повышении розничных цен сообщили почти треть респондентов. 
По мнению 64% руководителей, текущая инфляция в стране существенно препятствовала функционированию торговой деятельности, отметили экономисты ЦКИ ИСИЭЗ. Масла в огонь добавили высокие ставки по кредитам и давление со стороны чиновников. «Речь идет о институционально-инфраструктурном комплексе ограничений, затрагивающих функционирование малых организаций», – пояснили авторы мониторинга. В частности, более 50% руководителей фирм были обеспокоены необоснованными проверками контролирующих органов и давлением фискальных, контролирующих и регулирующих органов. 
Основной головной болью для предпринимателей во II полугодии 2014 года стали проверки налоговиков. Более 35% респондентов сообщили, что наибольшее число проблемных ситуаций возникало при контактах с налоговыми инспекторами, в результате фискальные проверки стали одним из наиболее проблемных со стороны контролирующих органов. 
В итоге индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) – сезонно скорректированный показатель, характеризующий состояние делового климата в малых организациях розничной торговли – во II полугодии 2014 года все же не сполз «в минус» и составил +1% (для сравнения, значение ИПУ за этот период для малых строительных и промышленных организаций составило -18% и -9% соответственно). 
Авторы исследования предупреждают, что в 2015 году сильнейшим негативным фоном для несетевой розницы станут снижение темпов роста доходов населения, промышленная рецессия и усиление административного регулирования. Отрасли потребуется господдержка в виде снижения налогового бремени, удешевления банковских кредитов, устранения административных барьеров и коррумпированности власти. 
Руководители малых торговых компаний выделили топ-10 лимитирующих факторов для своего бизнеса:
  • недостаточный спрос на реализуемые товары – 70% руководителей;
  • неопределенность экономической обстановки – 64% руководителей;
  • инфляция – 64% руководителей;
  • высокая стоимость аренды помещений – 62% руководителей;
  • высокие процентные ставки по кредиту – 55% руководителей;
  • высокие транспортные расходы – 54% руководителей;
  • недобросовестная конкуренция – 54% руководителей;
  • высокие налоговые ставки – 54% руководителей;
  • давление со стороны фискальных контролирующих органов, коррупция – 52% руководителей;
  • недостаток собственных финансовых средств – 47% руководителей.

Комментирует директор Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ 
Георгий Остапкович:
Развитие малых розничных организаций во II полугодии 2014 года происходило под знаком неопределенности и растущих издержек. Латентный период экономико-политических преобразований, в который попали буквально все субъекты реального сектора, связан с особенностями текущего конъюнктурного момента. Однозначная интерпретация параметров делового климата, как безусловной реакции на внешние шоки, довольна затруднительна.
 
Очевидно главное: наступил очередной период испытаний, который предприниматели проходят с трудом. Специфика наступившего момента такова, что самый главный драйвер торгового процесса – активность домашних хозяйств, не раз выручавший в сложные времена дестабилизации, себя практически исчерпал. Потенциал предпринимательской «изобретательности» ослабевает на глазах, ведь серьезной поддержки ждать по-прежнему не откуда. Оставшись один на один с массой накопившихся отраслевых проблем, а также новых рисков, обусловленных переменчивостью текущих экономических событий, малый торговый бизнес был вынужден существовать вопреки угасающему тренду и текущим регулирующим инициативам. 
В частности, не заставил себя ждать очередной закон о введении с 2015 года ежеквартальных взносов для предпринимателей. Бизнесменам придется оплачивать еще одну налоговую пошлину, которая фактически нивелирует упрощенную систему налогообложения, делая ее двойной. Так, например, 1 кв. м площади торгового зала будет обходиться предпринимателю в шесть тысяч рублей ежеквартально. 
При этом более 60% респондентов отнесли «высокие арендные ставки» к сильнейшему лимитирующему бизнес фактору. Бесконечные эксперименты с нормативной базой привели лишь к росту социальной напряженности и уходу предприятий в тень, особенно в таком мобильном секторе, как торговля.