Оптовики ответили на снижение спроса ростом цен
К концу года предприятия оптовой торговли охватили апатия и пессимизм. Снижение платежеспособного спроса россиян и санкции повлекли за собой стагнацию в ритейле и сокращение оборотов в оптовой торговле. Чтобы выжить, оптовики сокращают ассортимент и повышают цены, отметили эксперты Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в очередном мониторинге делового климата в оптовой торговле.
Комментирует директор Центра конъюнктурных исследований Георгий Остапкович:
Если подходить глобально к оценке результатов деятельности оптовых организаций, безусловно, в III квартале произошло очередное масштабирование отраслевых проблем. Причем большинство из них носят совершенно непредсказуемый характер. Внезапно расширившийся спектр экономических вызовов, заключающихся в санкционных издержках, усилил концентрацию неблагоприятных тенденций, обозначив новый контур конъюнктурного ландшафта сектора. По всей видимости, текущий период станет для оптовиков последним относительно спокойным рубежом в развитии.
Тем не менее, делать вывод о принципиальном негативном воздействии конъюнктурных изменений на полученные результаты не следует. Опрос руководителей проходил в самом начале осени, то есть в самый разгар геополитических пертурбаций, что пересекается с эффектом введенных запретов лишь косвенно. Выявленные негативные изменения – пока еще прямое следствие торможения экономического развития страны в течение последних как минимум двух лет и сжатия потребительского спроса со стороны домашних хозяйств.
В свою очередь, возникшая двойственность вызовов, породив сложные проблемы между всеми участниками торговых отношений, обусловила резкую реакцию респондентов. Возникший ажиотаж на товарном рынке выразился в крайне сниженных предпринимательских оценках относительно развития торгового процесса в ближайшей перспективе.
Таким образом, смена стратегической константы стала основным лейтмотивом оптовиков. Очевидно, что имеющиеся адаптационные модели ведения бизнеса в новом формате геополитических и экономических вызовов придется корректировать в жестком режиме, и окажутся ли они действенны и успешны, большой вопрос.
Наибольшую обеспокоенность вызывает то, что вновь под ударом оказывается один из главных драйверов экономического развития – потребительский потенциал домашних хозяйств, которые в последнее время откровенно стагнируют. Очевидно, что основная нагрузка ляжет на потребителя, который будет «расплачиваться» по новым прайс-листам, включающим в себя не только все заложенные потери, но и будущие риски бизнесменов. На фоне сложившихся тенденций замедления роста реальных располагаемых денежных доходов населения, неоднозначной инфляционной составляющей, сжатого рынка кредитования, существенного ослабления национальной валюты, стагнирование потребительского спроса в ближайшее время продолжится, что возможно усилит ухудшение делового климата, как в оптовых, так и розничных организациях.