• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Оптовики ответили на снижение спроса ростом цен

К концу года предприятия оптовой торговли охватили апатия и пессимизм. Снижение платежеспособного спроса россиян и санкции повлекли за собой стагнацию в ритейле и сокращение оборотов в оптовой торговле. Чтобы выжить, оптовики сокращают ассортимент и повышают цены, отметили эксперты Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в очередном мониторинге делового климата в оптовой торговле.

К концу года предприятия оптовой торговли охватили апатия и пессимизм. Снижение платежеспособного спроса россиян и санкции повлекли за собой стагнацию в ритейле и сокращение оборотов в оптовой торговле. Чтобы выжить, оптовики сокращают ассортимент и повышают цены, отметили эксперты Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в очередном мониторинге делового климата в оптовой торговле.

В III квартале 2014 года индекс предпринимательской уверенности снизился до +3%, что оказалось самым низким значением за весь посткризисный период. Санкции и снижение покупательской способности граждан «подкосили» оптовиков. Доля предпринимателей, заявивших о недостаточном платежеспособном спросе со стороны клиентов, составила 63%. Снижение прибыли констатировали 40% руководителей оптовых компаний.
 
Таковы основные результаты анализа финансово-экономической деятельности трех тысяч организаций, проведенного Центром конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ на основе данных Росстата.
 
За счет сокращения импорта замедлился рост в организациях, поставляющих продукты питания. Слабый покупательский спрос «загнал» в стагнацию оптовые компании, реализующие парфюмерные и косметические товары. Индекс предпринимательской уверенности там просел относительно I квартала с +4 до +1%. Снизилась деловая активность фирм по поставкам автомобильных деталей, спрос на которые также зависит от конечных потребительских интересов (ИПУ составил -1%).
 
В то же время некоторый подъем деловой активности было отмечен в оптовых организациях, занимающихся поставками производственной продукции. Так, например, индекс предпринимательской уверенности, рассчитанный для фирм, занимающиеся поставками руды и металлов, а также лесоматериалов и стройматериалов увеличился с +4 до +6%, у продавцов машин и оборудования ИПУ возрос с +1 до +3%. Это может свидетельствовать о некотором оживлении в реальном секторе экономики.
 
В целом же на ухудшение экономической конъюнктуры оптовики отреагировали ростом цен и сокращением ассортимента. 65% руководителей оптовых компаний констатировали увеличение стоимости продаваемой продукции. В большей степени возросла оптовая цена реализации на потребительские товары: продовольствие, парфюмерию и косметику, а также фармацевтику. Как отмечают авторы мониторинга, сокращение ассортимента, подобное нынешнему, обычно наблюдается в периоды острой дестабилизации, когда приходится использовать широкий спектр механизмов оптимизации.
 
Экономисты ЦКИ считают, что в IV квартале 2014 года ситуация может ухудшиться. Такой прогноз они делают, опираясь на мнения ритейлеров. «Впервые после предкризисного периода 2008 года у ритейлеров в два раза снизились ожидания по таким центральным показателям, как спрос, товарооборот, объем продаж, прибыль. При этом 50% предпринимателей к концу года планируют увеличить цены реализации по всем товарным группам. Таким образом, розница уже подготовилась к ответу на любые, даже скрытые тактические шаги оптового сегмента», – подчеркивается в мониторинге.
 
Рисунок 1. Индекс предпринимательской уверенности в организациях оптовой торговли



























Комментирует директор Центра конъюнктурных исследований Георгий Остапкович:

Если подходить глобально к оценке результатов деятельности оптовых организаций, безусловно, в III квартале произошло очередное масштабирование отраслевых проблем. Причем большинство из них носят совершенно непредсказуемый характер. Внезапно расширившийся спектр экономических вызовов, заключающихся в санкционных издержках, усилил концентрацию неблагоприятных тенденций, обозначив новый контур конъюнктурного ландшафта сектора. По всей видимости, текущий период станет для оптовиков последним относительно спокойным рубежом в развитии.

Тем не менее, делать вывод о принципиальном негативном воздействии конъюнктурных изменений на полученные результаты не следует. Опрос руководителей проходил в самом начале осени, то есть в самый разгар геополитических пертурбаций, что пересекается с эффектом введенных запретов лишь косвенно. Выявленные негативные изменения – пока еще прямое следствие торможения экономического развития страны в течение последних как минимум двух лет и сжатия потребительского спроса со стороны домашних хозяйств.

В свою очередь, возникшая двойственность вызовов, породив сложные проблемы между всеми участниками торговых отношений, обусловила резкую реакцию респондентов. Возникший ажиотаж на товарном рынке выразился в крайне сниженных предпринимательских оценках относительно развития торгового процесса в ближайшей перспективе.

Таким образом, смена стратегической константы стала основным лейтмотивом оптовиков. Очевидно, что имеющиеся адаптационные модели ведения бизнеса в новом формате геополитических и экономических вызовов придется корректировать в жестком режиме, и окажутся ли они действенны и успешны, большой вопрос.

Наибольшую обеспокоенность вызывает то, что вновь под ударом оказывается один из главных драйверов экономического развития – потребительский потенциал домашних хозяйств, которые в последнее время откровенно стагнируют. Очевидно, что основная нагрузка ляжет на потребителя, который будет «расплачиваться» по новым прайс-листам, включающим в себя не только все заложенные потери, но и будущие риски бизнесменов. На фоне сложившихся тенденций замедления роста реальных располагаемых денежных доходов населения, неоднозначной инфляционной составляющей, сжатого рынка кредитования, существенного ослабления национальной валюты, стагнирование потребительского спроса в ближайшее время продолжится, что возможно усилит ухудшение делового климата, как в оптовых, так и розничных организациях.