Елена Шакина представила исследование по влиянию грантов на повышение академической продуктивности
Заведующая Международной лабораторией экономики нематериальных активов НИУ ВШЭ – Пермь выступила с докладом на V конференции Российской ассоциации исследователей высшего образования (РАИВО). Кроме того, в работе сессий приняли участие декан вечерне-заочного факультета экономики и управления Екатерина Загороднова и начальник отдела по развитию академической мобильности Катерина Фаерберг.
Заведующая Международной лабораторией экономики нематериальных активов НИУ ВШЭ – Пермь выступила с докладом на V конференции Российской ассоциации исследователей высшего образования (РАИВО). Кроме того, в работе сессий приняли участие декан вечерне-заочного факультета экономики и управления Екатерина Загороднова и начальник отдела по развитию академической мобильности Катерина Фаерберг.
Тема конференции этого года — «Дифференциация в динамично меняющихся системах образования: вызовы и возможности». Восемнадцать сессий посвящены академическим профессиям, роли университета в современном обществе, исследованиям студенчества и другим темам. Организаторы конференции — Институт образования ВШЭ и Институт институциональных исследований ВШЭ. Порядка 30% участников (всего зарегистрировалось более 200 человек) — иностранные ученые, представляющие самые разные страны.
Заведующая Международной лабораторий экономики нематериальных активов Елена Шакина представила на сессии по академическим профессиям исследование на тему «Влияет ли система исследовательских грантов на повышение академической продуктивности преподавателей». Работа основывается на анализе данных научного фонда ВШЭ с использованием метода квазиэксперимента — метода разрывного дизайна (regression discontinuity design). Елена Шакина готовит по результатам исследования статью в соавторстве с проректором ВШЭ Марией Юдкевич. Предварительные выводы исследования таковы:
– гранты влияют на рост предпубликаций (препринтов и докладов на конференциях), особенный всплеск наблюдается на следующий год после получения гранта;
– гранты влияют на временное увеличение продуктивности международных публикаций, правда, этот рост неустойчив;
– гранты положительно влияют на написание монографий и учебников в долгосрочной перспективе.
Елена Шакина поделилась впечатлениями от участия в конференции: «Конференция была интересной не только для тех, кто занимается исследованиями высшего образования, но и для всех, кто имеет отношение к университетской жизни. На сессиях обсуждались основные тренды в развитии и конкурентоспособности вузов, вопросы их международного позиционирования. Было много докладов keynote speakers, серьезных экспертов с мировым именем».
Декан вечерне-заочного факультета экономики и управления Екатерина Загороднова участвовала в обсуждениях на сессии, посвященной выстраиванию новых образовательных форм: «Было очень интересно принимать участие в мероприятии, где более трети участников приехали из других стран и активно делились своим опытом совершенствования системы высшего образования. Многие представленные предложения можно применять в российской действительности. Очень познавательной была сессия, посвященная инновационным технологиям преподавания, в частности геймификации. Некоторые новации уже в ближайшее время будут применены в курсе “Управление проектами”».
Начальник отдела по развитию академической мобильности Катерина Фаерберг отметила перспективные траектории международной мобильности студентов и ППС, представленные на конференции. Она подчеркнула, что большинство докладчиков назвали основным трендом в сфере образования глобализацию. «Это означает необходимость кооперации вузов посредством приглашения коллег для поиска ответов на вопросы трансформации системы высшего образования — реакции вузов на изменения рынка труда, развития технологий и соответствия ожиданиям потребителей, — рассказала Екатерина. — В рамках данной конференции были представлены лучшие мировые практики и опыт множества других вузов со всего мира. Теоретические доклады чередовались с докладами практиков образования. Такое сочетание создало хорошую почву для обозначения основных перспективных направлений сотрудничества между вузами, постановкой исследовательских задач, требующих совместного решения, выявления областей для проведения совместных мероприятий».