• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Особенности школьного образования в Латвии и Эстонии

В НИУ ВШЭ — Пермь прошел видеосеминар на тему «Система школьного образования в Латвии и Эстонии. 1991–2014». Об особенностях образовательной системы в прибалтийских странах рассказали директора двух рижских школ, а также заместитель директора Таллинской гуманитарной гимназии.

В НИУ ВШЭ — Пермь прошел видеосеминар на тему «Система школьного образования в Латвии и Эстонии. 1991–2014». Об особенностях образовательной системы в прибалтийских странах рассказали директора двух рижских школ, а также заместитель директора Таллинской гуманитарной гимназии.

 

Семинар проходил в Московском кампусе, видеотрансляция была организована в Пермском и Санкт-Петербургском кампусах. Латвия и Эстония — одни из немногих стран Евросоюза, где система образования включает в себя школы с государственным финансированием. Кроме того, занятия в них ведутся не только на официальном языке государства, но и на других — например, на русском языке. В Московский кампус НИУ ВШЭ на семинар приехали представители именно таких школ.

 

В Латвии и Эстонии принято 12-летнее среднее образование. Интересен тот факт, что в Латвии с момента распада Советского Союза сменились 18 министров образования.  Поэтому образовательной системе данной страны, как признались директора рижских школ, не хватает стабильности.

 

В Эстонии язык преподавания в старших классах определяется «Законом об основной школе и гимназии». Закон предусматривает, что во всех государственных школах, включая школы, которые вели обучение только на русском языке, не менее 60% предметов должны преподаваться на эстонском языке. Остальные могут преподаваться на другом языке.

 

В подготовке видеосеминара активное участие принимал факультет довузовской подготовки. Своими мыслями по итогам семинара поделился и. о. декана Кирилл Прозументик.

 

— Какие особенности систем образования Латвии и Эстонии Вас заинтересовали?

— Удивило, что в образовательном стандарте Латвии господствует парадигма знаний. Полный переход к компетентностному подходу на уровне стандарта запланирован лишь на 2017 год. Однако это не означает, что в школах не формируют компетенции. Так, по результатам тестирования PISA 2012 года, Латвия заняла 28-е место из 65. Для сравнения: Россия заняла 34-е место. Эстония же вообще заняла 11-е место по математике и чтению, а по естественным наукам — 6-е место. Интересным был ответ на вопрос: в чем же секрет такого хорошего результата? Оказывается, что в диагностические тестирования уже давно включены задания, подобные тестам РISA, и дети знакомы с типовыми заданиями. По-видимому, в Латвии компетентностный подход входит в педагогическую практику на уровне общеевропейских стандартов и педагогического мировоззрения.

 

— Что стоит позаимствовать нашей системе образования у прибалтийских стран?

— Представляется интересным опыт латвийских школ по решению вопроса об образовании на национальном языке. Нельзя сказать, что все идеально и гладко, но, по крайней мере, удалось найти какой-то общественный консенсус по этому вопросу. Интересно то, что в Латвии национальные школы сдают централизованный экзамен по математике на 10% лучше, чем в государственных школах. Подобный опыт можно учитывать при планировании и принятии стратегии развития образования в России как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов и местного самоуправления.