• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Университет научит школу развивать детей

Модернизация российской средней школы невозможна без участия университетов. Именно они должны взять на себя роль трансформаторов изменений в системе среднего образования, отметили директор НИУ ВШЭ — Пермь Галина Володина, заместитель директора Алла Оболонская и начальник отдела развития Университетского округа НИУ ВШЭ в Перми Татьяна Ратт   в статье «Университетско-школьный кластер – среда развития профессиональных компетенций учителя».

В конце XX века система среднего образования в большинстве развитых стран мира претерпела существенные изменения. Речь идет о создании новой культуры образования, в пространстве которой ребенок развивает себя, опираясь на школу. В этой культуре формируется способность к конструированию собственного знания, необходимого для перехода от понимания условий учебной задачи к ее самостоятельному решению. Инструкционизм («делай как я») в отношениях «учитель – ребенок» заменился конструкционизмом, при котором учитель выполняет иную роль – роль предметного эксперта. Это уже другой тип отношений, «конструктор – эксперт». Из источника и транслятора знания учитель стал превращаться в эксперта по учебной деятельности.
В России также был взят курс на данные преобразования. Так, принятый новый федеральный государственный образовательный стандарт общего образования на первое место среди результатов обучения поставил развитие личности, а не освоение предметных знаний.
Однако вопрос о способе перехода в новую реальность в России до сих пор остается открытым. В мире роль трансформатора изменений взяли на себя университеты. Педагогический корпус, состоявший из выпускников четырехгодичных педагогических факультетов университетов, был постепенно заменен на специалистов, обладающих магистерскими дипломами классических университетов (по физике, математике, истории, словесности и т. д.), то есть фактически дипломами предметных экспертов.
Директор НИУ ВШЭ — Пермь Галина Володина, заместитель директора Алла Оболонская и начальник отдела развития Университетского округа НИУ ВШЭ в Перми Татьяна Ратт в статье «Университетско-школьный кластер – среда развития профессиональных компетенций учителя» , опубликованной в журнале «Вопросы образования», на примере работы пермского филиала НИУ ВШЭ рассказали, каким образом можно создать отечественную модель взаимодействия университета и школ. В частности, они рассмотрели новую роль учителя в школе («учитель – предметный эксперт») и новый тип отношений в процессе обучения («ученик-конструктор – учитель-эксперт»).
От недоверия к сотрудничеству
Суть идеи – добровольная ассоциация школ и университета, в которой университет играет роль центра для создания программ профессионального развития учительского корпуса ассоциированных школ.
«Результаты пятилетнего развития проекта позволили перейти от формата разового повышения квалификации к непрерывным формам взаимодействия университета и ассоциированных школ», – отмечают авторы статьи. Так родилась идея превращения университетского округа в Университетско-школьный кластер с расширением участников за счет привлечения профессуры из других университетов Перми.
В работе кластера приняли участие учителя и учащиеся школ Пермского края, вошедшие в состав кластера на конкурсной основе, а также преподаватели из трех университетов Перми: государственного национального исследовательского университета, государственного педагогического университета и филиала НИУ ВШЭ.
Университет как интеллектуальный лидер
Как показал пермский опыт, успех работы школьно-университетского кластера может быть достигнут при соблюдении четко сформулированных ролей преподавателей вузов и школ.
Университет должен взять на себя интеллектуальное лидерство в основательной модернизации общего образования через:
  • подготовку и переподготовку учителей школ;
  • обновление содержания общего образования;
  • мониторинг учебных материалов и прямое участие в их подготовке;
  • проведение исследований (социологических, экономических, психологических, правовых, управленческих) образовательной сферы;
  • мониторинг качества образовательного процесса.

Школьные преподаватели на семинарах осваивают современные образовательные технологии: интерактивные методы обучения, проектную технологию, кейс-технологии, технологии развития критического мышления, технологии разработки и анализа современного урока.
Ядром организационной структуры Университетско-школьного кластера, определяющим стратегию и тактику его деятельности, является проектная группа. Она определяет ключевые задачи и направления деятельности кластера: разрабатывает и реализует технологии повышения профессиональной компетентности учителей, а также осуществляет системный мониторинг предметно-содержательной компетенции учителей.
Еще проектная группа организационно и содержательно-технологически обеспечивает работу всех структурных подразделений кластера: четырех кафедр предметного содержания (учителей математики, русского языка, английского языка, истории и обществознания), мониторинговой группы и веб-группы кластера.
От заучивания предметов к обучению мыслить
Результат пилотного проекта оказался весьма успешным, отметили авторы статьи. Кластер не только улучшил предметные знания школьных учителей (произошел существенный прирост качества выполнения контрольных заданий: средний показатель по результатам итоговых тестирований составил 13,8%), но и изменил их подход к преподавательской деятельности.
«Разработанная в кластере система профессионального взаимодействия «тьютор – педагог» обеспечила качественно иную подготовку учителей, поскольку позволила соединить фундаментальность базовых профессиональных знаний с новейшими образовательными технологиями, развитием мышления и исследовательским подходом к разрешению конкретных образовательных проблем, – подчеркивается в статье. Трижды апробированная в кластере форма повышения компетентности учителей действительно позволяет подготовить высококвалифицированного педагога, говорят эксперты. Он конкурентоспособен на рынке труда, инициативен, критически мыслит, способен эффективно решать сложные образовательные задачи в современной школе, стремится к постоянному профессиональному росту.