• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
  • НИУ ВШЭ в Перми
  • Новости
  • Дмитрий Виноградов: «Приятно, когда такую почетную премию вручают специалисту, которого ты заочно знаешь как родного»

Дмитрий Виноградов: «Приятно, когда такую почетную премию вручают специалисту, которого ты заочно знаешь как родного»

Нобелевскую премию за исследования олигополистических рынков и принципов их регулирования получил французский экономист Жан Тироль. Комитет Шведской королевской академии наук, ответственный за присуждение премии по экономике, назвал его «одним из самых влиятельных экономистов нашего времени». Профессор Университета Эссекса Дмитрий Виноградов поделился размышлениями о важности подобных исследований и вкладе Жана Тироля  в развитие теории рыночной власти и регулирования.

Нобелевскую премию за исследования олигополистических рынков и принципов их регулирования получил французский экономист Жан Тироль. Комитет Шведской королевской академии наук, ответственный за присуждение премии по экономике, назвал его «одним из самых влиятельных экономистов нашего времени». Профессор Университета Эссекса Дмитрий Виноградов поделился размышлениями о важности подобных исследований и вкладе Жана Тироля  в развитие теории рыночной власти и регулирования.  

Нобелевскую премию по экономике в этом году присудили Жану Тиролю за его вклад в развитие теории рыночной власти и регулирования. Тем, кто изучал и изучает экономику, имя Тироля хорошо знакомо: учебник по отраслевой организации стоит у многих бывших и нынешних студентов на полке не как текст для заучивания к экзамену, а как энциклопедия, в которую то и дело приходится заглядывать. Я не преподаю отраслевую экономику, корпоративные финансы, но на полке у меня стоят учебники по этим дисциплинам за авторством Тироля, просто потому что они лучшие. Приятно, когда такую почетную премию вручают специалисту, которого ты заочно знаешь как родного. 

Чтобы оценить важность исследований Жана Тироля не нужно ходить далеко. Возьмем, к примеру, «Газпром», «Сбербанк» или любую другую крупную корпорацию. Казалось бы, чем крупнее корпорация, тем больше у нее возможностей оптимально использовать ресурсы, применять передовые и потому слишком дорогие для мелких фирм технологии и в целом снижать издержки производства на единицу продукции. Все эти плюсы перечеркиваются рядом минусов, порождаемых монопольным положением крупной фирмы на рынке. Прежде всего это касается неконкурентного (а значит, несправедливого) формирования цен, при котором происходит так называемая «эксплуатация потребителя»: и монополисту выгоднее установить цену выше конкурентной, а качество и количество поставляемых услуг и товаров — ниже тех, что реализовались бы на свободном конкурентном рынке. Этот факт многим кажется очевидным до примитивности, но как доказать, что любой монополист будет вести себя таким образом? И как быть с теми отраслями, в которых от монополии отказаться сложно (вряд ли кому захочется иметь три канализационных трубы и четыре альтернативных водопровода у себя в доме)? И что делать с крупными монополиями? Невозможно же их насильно раздробить на маленькие конкурирующие между собой фирмы, да и потери эффективности от этого будут немалые. 

Заслуга Жана Тироля и других исследователей отраслевой организации именно в создании системы четких аналитических методов, дающих ответы на эти вопросы. Главные же выводы теории касаются государственного регулирования монополистических секторов экономики, защищающего интересы потребителей. Так, в случае естественных монополий оправданным оказывается регулирование цен. Причем это касается не только «коммунальных услуг» и тарифов на электричество (о которых мы слышим чаще всего), но и таких ценовых параметров, как банковские ставки процента — на них тоже можно накладывать ограничения (и банки тоже в каком-то смысле — естественные монополии). Более важно все же регулирование неценовое — создание систем стимулов и ограничений, при которых решения монополиста не будут идти вразрез с интересами потребителя и которые будут стимулировать развитие конкурентной среды. 

Во многом работы Жана Тироля посвящены государственно-частному взаимодействию — взаимоотношениям государства и бизнеса, причем не только на уровне государственного регулирования. Вышедшая еще в 1993 г. книга Тироля (совместно с Жан-Жаком Лаффонтом) о теории стимулов в закупках и регулировании фактически сформулировала принципы грамотного построения системы закупок, в том числе и государственных закупок. Так, современное законодательство по госзакупкам ведущих стран содержит целый ряд положений, направленных на стимулирование конкуренции в процедурах закупок. Примечательно, что последняя глава книги посвящена приватизации. Как видим, работы Тироля даже двадцатилетней давности по-прежнему актуальны и востребованы. 

Кстати, в этом году в Пермском кампусе НИУ ВШЭ начал работу Сектор исследований государственно-частного взаимодействия. И мне крайне приятно, что решение Нобелевского комитета подчеркивает важность и значимость этого направления исследований как для экономической науки, так и для общества в целом.