• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Андрей Захаров: будет ли историк программистом?

В Пермском кампусе НИУ ВШЭ создается Лаборатория исторической информатики и компьютерной археографии. Ее возглавит кандидат исторических наук, научный руководитель нескольких проектов по созданию информационных систем в археографии Андрей Захаров. Андрей Викторович рассказал о будущих направлениях работы Лаборатории и перспективах ее развития.

В Пермском кампусе НИУ ВШЭ создается Лаборатория исторической информатики и компьютерной археографии. Ее возглавит кандидат исторических наук, научный руководитель нескольких проектов по созданию информационных систем в археографии Андрей Захаров. Андрей Викторович рассказал о будущих направлениях работы Лаборатории и перспективах ее развития.

— Андрей Викторович, в название Лаборатории «входят» две дисциплины – историческая информатика и компьютерная археография? Расскажите подробнее о них, как они связаны между собой?

Историческая информатика – специальная историческая дисциплина. Ее истоки прослеживаются с 1960-х годов, когда историки начали применять вычислительные методы и ЭВМ для изучения исторических документов. Становлению этой дисциплины содействовали новаторские книги и разработки академиков И.Д. Ковальченко и Л.В. Милова. Сначала речь шла только о статистических источниках — различных отчетах, кадастрах и т.д. Позже математические методы обработки информации успешно применялись ко всем документам, имеющим однотипную структуру или массовые данные. Например, метод анализа «парных встречаемостей слов» уже давно помогает историкам надежнее установить авторство древнерусских сочинений и нарративных памятников. Применение других средств информатики к документам государственных учреждений содействует изучению развития экономики нашей страны, демографии, уровня образования различных групп населения, регионов и т. д. Правда, в большинстве своем этому помогают архивные неизданные документы. Поэтому с начала 1990-х годов интенсивно продвигались проекты оцифровки исторических и архивных документов. Сейчас главная задача заключается даже не в оцифровке, а в том, чтобы «перевести» эти ресурсы в электронные базы и создать новые массивы данных для работы историков. Это направление важно, потому что от полноты и надежности аналитической обработки источников зависят основы истории как науки. Точное знание в гуманитарных науках — это та информация, которую можно проверить. Как это сделать? Только опираясь на источники. Когда мы говорим о массовых источниках, то без компьютерных инструментов просто не обойтись.

— Каковы особенности компьютерной археографии и исторической информатики сегодня?

— «Классическая» археография – дисциплина, которая развивается в России с начала XIX века. Одна из ее задач – публикация исторических документов, создание их точных образов. Например, договорные грамоты русских князей XIV-XV веков выполнены особым типом кириллического письма — полуустава, иногда переходящего в скорописный почерк. Его нужно правильно транслитерировать, чтобы верно передать смысл исторического памятника, не потеряв текстовую информацию подлинника. Археографу сегодня мало тех средств, которые известны с 19-го века, типографскими способами невозможно ввести в оборот объем документов, необходимый сейчас. Новые печатные издания недоступны в сети вследствие юридических норм и лоббизма издательств. Нужны новые технологии, но применять их необходимо так, чтобы не фальсифицировать массивы информации. Для этих целей и существует компьютерная археография – исследовательская междисциплинарная область, в которой около полутора десятилетий совместно работают историки, археографы, источниковеды, программисты. Историки или создают свои программы для обработки данных, или адаптируют стандартное программное обеспечение. В целом, в исторической информатике набирает популярность 3D-реконструкция утраченных памятников истории и культуры. Это одно из самых молодых направлений. Активно развиваются проекты исторических геоинформационных систем, которые воссоздают пространство таким, каким оно было раньше. Появляются онлайн-справочники и путеводители, описи архивных документов, то есть историк сегодня может работать с любого компьютера, подбирать себе документы, читать их, обрабатывать информацию в режиме онлайн.

— По Вашему мнению, когда большинство исторических документов будут оцифрованы?

— По этому вопросу сложно делать прогнозы. Видимо, оцифровка будет развиваться избирательно. Но пермякам  в этом смысле особенно повезло. В Государственном архиве Пермского края давно и успешно ведется работа по оцифровке метрических книг по проекту «Поколение Пермского края». Его результаты доступны в сети. Каждый может найти сведения о своих предках, живших в XIX и начале XX веков. Я знаю примеры, когда энтузиасты, даже не историки, на основе таких и подобных источников составляли генеалогическое древо вплоть до XVI-XVII веков. Понимаете, это целая вселенная открывается перед человеком, не отстраненная, не заученная по учебнику, а картина жизни ближайших предков с их заботами, радостями и переживаниями. И пишется с ответов: как их звали, где они жили. С имени человека начинается работа по изучению истории. Это очень важно не только для истории, потому что говорит о цивилизованности нашего общества. И миссия компьютерной археографии – расширение доступности документальных памятников, создание электронных публикационных ресурсов, поисковых инструментов для научных исследований.

— Это будет одно из направлений работы Лаборатории?

— Да, Лаборатория будет работать на стыке нескольких направлений: исторической информатики, источниковедения и археографии. Мы будем заниматься рядом уже существующих проектов по изданию памятников, в том числе эпохи Петра I. Это, например, документы о биографиях «царедворцев», их было около 12 тысяч человек. По документам можно составить представление, где и как «царедворцы» служили, каков их возраст, уровень грамотности. Есть и другие документы, которые рассказывают о человеке еще больше: о его семье, даже о болезнях. В перспективе у нас работа по созданию новых баз данных и поддержке таких направлений, как онлайн-справочники и исторические ГИС-системы.

— Как будет выстроена работа с источниками?

— Сотрудникам кафедры гуманитарных дисциплин пермской Вышки, на базе которой и будет организована Лаборатория, интересны документы, которые хранятся, прежде всего, в региональных архивах. Кроме того, у Лаборатории будет значительный «фонд» копий документов из центральных архивов и библиотек. Их богатейшие коллекции делопроизводственных документов, описей и каталогов востребованы для электронных публикаций и для удобных историку справочников, регестов.

— Кто будет принимать участие в исследованиях Лаборатории? Могут ли участвовать в работе студенты?

— Ограничений для участия у нас не будет, главное – желание, трудолюбие и понимание того, что для студента-историка сегодня информатика также важна, как, например, владение иностранным языком. Такие специалисты востребованы на рынке труда. Часто возникают споры: будет ли историк программистом? Я думаю, что уже в ближайшие годы, по крайней мере, историк, обучающийся исторической информатике, будет понимать и успешно применять принципы программирования. Мы создаем Лабораторию, чтобы развивать это понимание. Невозможно разрабатывать такое направление студенту или преподавателю в одиночку, тем более на стыке нескольких наук, а Лаборатория дает возможность развивать коллективные проекты.

— Планируете ли Вы привлекать для исследований экспертов из других центров?

— Да, мы планируем организовывать IT-мастер-классы в пермской Вышке, создать пул специалистов, с которыми мы будем поддерживать отношения. Это будут эксперты из научных вузовских и академических центров. Кроме того, в ближайших планах руководства кампуса — открытие нового профиля на образовательной программе бакалавриата «История», а именно профиля «Историческая информатика». Не все вузы, готовящие историков, имеют этот профиль. И Лаборатория ценна еще и тем, что на ее базе будет создано новое учебное направление.

— Действуют ли подобные Лаборатории в российских вузах?

— Да, но их не так много, не более десятка можно назвать. Первая лаборатория исторической информатики открыта в МГУ и сейчас преобразована в кафедру, которой руководит проф. Л.И. Бородкин. Значимый центр располагается в Алтайском госуниверситете. Но в России прежде не было опыта работы лаборатории компьютерной археографии. Я думаю, что такая точка роста будет в пермской Вышке.  


Директор Государственного архива Пермского края, кандидат исторических наук, доцент Андрей Борисов
рассказал о перспективах сотрудничества с Лабораторий исторической информатики и компьютерной археографии пермской Вышки: «Андрей Захаров — это известный российский историк, с очень хорошей репутацией и потенциалом, который, вне всякого сомнения, усилит направление «История». Создание Лаборатории — это важный шаг навстречу российским архивистам и Государственному архиву Пермского края, в частности. Мы уже обсудили линии нашего взаимодействия и сотрудничества. У нас в запасе есть ряд проектов, которыми, надеюсь, позитивно удивим профессиональное сообщество». 
 

Биографическая справка: А.В. Захаров окончил Челябинский государственный университет, защитил кандидатскую диссертацию по истории в 1999 г., автор 55 публикаций, в том числе монографии, полнотекстовых баз данных, научный руководитель нескольких проектов Российского гуманитарного научного фонда по созданию информационных систем для историков. С октября 2014 г. доцент кафедры гуманитарных дисциплин, руководитель Лаборатории исторической информатики и компьютерной археографии Пермского кампуса НИУ ВШЭ.