Эрик-Эммануэль Шмитт: «Литература должна приводить нас к мудрости»
В пятницу, 12 сентября, в Нижегородском кампусе НИУ ВШЭ состоялась встреча с известным французским писателем и драматургом Эриком-Эммануэлем Шмиттом. Его пьесы переведены и поставлены более чем в 30-ти странах мира. Кроме того, был организован телемост с писателем. В нем приняли участие студенты пермской Вышки.
В пятницу, 12 сентября, в Нижегородском кампусе НИУ ВШЭ состоялась встреча с известным французским писателем и драматургом Эриком-Эммануэлем Шмиттом. Его пьесы переведены и поставлены более чем в 30-ти странах мира. Кроме того, был организован телемост с писателем. В нем приняли участие студенты пермской Вышки.
В Нижегородском кампусе НИУ ВШЭ Эрик-Эммануэль Шмитт открыл выставку иллюстраций к своей книге «Оскар и розовая дама», а также ответил на вопросы читателей. В телемосте с Эриком-Эммануэлем Шмиттом приняли участие и студенты пермской Вышки.
Первый вопрос от читателей касался того, как рождаются произведения. Шмитт сравнил себя с беременной женщиной. Только в отличие от женщины, которая вынашивает ребенка лишь 9 месяцев, он — «беременная слониха», которая, как известно, носит малыша больше года. По словам писателя, у него нет мук рождения своего детища.
«Наш мозг двойственен: одна часть его творческая, другая — критическая. Когда я что-то создаю, у меня работает только творческая часть, мое воображение, у меня нет страха. Хотел бы дать совет тем, кто пишет: не заставляйте эти две половинки работать одновременно, потому что критика может "задушить" творчество», — рассказал Эрик-Эммануэль Шмитт.
Кроме того, читатели поинтересовались: чему хочет научить их писатель в своих книгах? Этот вопрос заставил задуматься Шмитта. «Конечно, все мои истории имеют свой смысл и философию, это сознательно с моей стороны. Я пишу, чтобы дать жизнь некоторым ценностям, чтобы научить любить жизнь такой, какая она есть. Иногда мы забываем о том, что мы смертны, в этот момент мы очень жестоки, безразличны к другим людям. Когда мы осознаем, что мы смертны и очень ранимы, мы начинаем по-другому относиться к людям», — считает писатель.
Цель литературы для Эрика-Эммануэля Шмитта – научить жить лучше. По его мнению, литература должна приводить к мудрости: «Писатель пишет не для того, чтобы ему сказали "браво", а для того, чтобы быть полезным другим».
В ходе телемоста известный французский писатель рассказал, что был бы рад знакомству с Вольфгангом Амадеем Моцартом. Шмитт учился в музыкальной школе, сочинял музыку, но отказался от этого занятия. «Я люблю музыку больше, чем музыка любит меня», — иронично признался писатель. При этом Шмитт рассказал, что в 15 лет он пережил тяжелую депрессию, и именно музыка Моцарта спасла тогда ему жизнь. Эрик-Эммануэль Шмитт считает, что легкая и воздушная музыка великого композитора заставляет задуматься о чем-то значимом и глобальном.
«Я стараюсь писать как Моцарт, я использую как можно меньше слов для описания широких понятий и больше простых слов для описания философских мыслей. Именно это поможет достучаться до многих людей, — уверен писатель. — Моцарт излечил меня от Достоевского». Эрик-Эммануэль Шмитт также отметил, что изучил классическую русскую литературу, но произведения современных русских авторов не читал.