Международный семинар «Человеческое измерение времени»: день третий
Третий день семинара был посвящен вопросам антропологии исторического в современном сознании. Как сегодня в литературе, философии воспринимаются категории вечности и времени? Как изменилось определение личности, человека?
Третий день семинара был посвящен вопросам антропологии исторического в современном сознании. Как сегодня в литературе, философии воспринимаются категории вечности и времени? Как изменилось определение личности, человека?
Модератором третьего дня международного научно-образовательного семинара «Человеческое измерение времени» выступил исследователь античного платонизма, поэт, литературный критик, преподаватель Православной Ташкентской духовной семинарии Евгений Абдуллаев. Работа началась с доклада профессора Национального центра научных исследований (Париж) Майкла Чейза об интерпретации времени в философии Павла Флоренского. Доклад вызвал оживленную дискуссию среди участников.
Евгений Абдуллаев в своем докладе объяснил, почему в современной российской прозе стало преобладать частное время, как оно вытеснило время историческое и каким образом сопряжено со временем сакральным. Он отметил, что в романах современных писателей время рассматривается не линейно, а циклически, то есть все идет по кругу, все повторяется.
Доцент кафедры гуманитарных дисциплин НИУ ВШЭ — Пермь Юрий Василенко представил понимание исторического времени в испанистском мире на примере таких писателей и философов, как Мигель де Унамуно, Хосе Ортега-и-Гассет, Фрейре, Хавьер Мариаса.
Доктор философских наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин НИУ ВШЭ — Пермь Светлана Рязанова рассказала о ремифологизации времени в опыте современности. А преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин Наталья Верещагина представила доклад о темпоральности мифа, то есть вечности как проекции конечного.
Доктор философских наук, профессор гуманитарного факультета ПНИПУ Сергей Комаров объяснил стратегии борьбы со временем у французского философа Жака Деррида и немецкого философа-экзистенциалиста Мартина Хайдеггера. Старший преподаватель Пермской государственной фармацевтической академии Наби Балаев поделился с участниками семинара опытом определения времени философом Мерабом Мамардашвили. Его представления отличаются от понятий других философов и актуальны сегодня, поскольку объясняют мусульманскую задачу философии.
Доцент кафедры философии РХГА (Санкт-Петербург) Оксана Штайн рассказала о цифровом режиме времени, в котором мы живем. По ее мнению, произошел переход от субъекта к субъектности, то есть обезличиванию. Это новая категория времени постмодернизма. Сегодня типика (типичность) определяет топику, то есть ландшафт. Кроме того, в современном мире человек зачастую замыкает на себе информацию, что приводит к разорванной идентичности. Парадокс заключается и в том, что при быстром прогрессе человечество опирается на традиции. Это помогает снизить тревожность от нарастающего кома информации, обрушивающегося на нас каждый день.
Завершился третий день семинара докладом студента философско-социологического факультета ПГНИУ Владимира Бекмеметьева о мессианском времени и секулярном мифе. Он отметил, что понять современность можно, только дистанцируясь от нее, представляя некий образ вечности современности. При этом сегодняшний мир двойственен, в нем противопоставляется хрупкая судьба человека и «железный» век.
В четвертый, последний, день семинара пройдет круглый стол на тему «Разрывы в исторической памяти и стратегии репрезентации исторического события».
Видео докладов будет размещено на корпоративном портале НИУ ВШЭ — Пермь.