Международный семинар «Человеческое измерение времени»: день второй
Второй день семинара был посвящен вопросам изменения определения человечеством вечности и времени от поздней античности до средних веков. В чем различия языческого и христианского сознания? И как в трудах философов средневековья сочетались понятия божественного и вечного?
Второй день семинара был посвящен вопросам изменения определения человечеством вечности и времени от поздней античности до средних веков. В чем различия языческого и христианского сознания? И как в трудах философов средневековья сочетались понятия божественного и вечного?
Модератором второго дня международного научно-образовательного семинара «Человеческое измерение времени» выступил старший научный сотрудник института Яд Вашем (Израиль) Евгений Кузьмин. Работа началась с круглого стола на тему «Человек во времени в позднеантичной христианской мысли: от Оригена к Григорию Нисскому».
Докторант философского факультета Падуанского университета Дмитрий Бирюков рассказал о понимании времени как движения звезд у древнехристианских авторов. В завершение круглого стола заведующий кафедрой Систематического богословия и патрологии Свято-Тихоновского гуманитарного университета (Москва) Петр Михайлов объяснил определение таких понятий, как вечность, время, движение у Григория Нисского и Максима Исповедника, а также провел текстологический практикум по их работам.
В средние века философы и ученые использовали три главных понятия для обозначения времени – хронос, кинезис, диастема. Кроме того, если в античности вечность, время обожествлялись, то в христианстве эти термины уже стали пониматься как категории относительные и подчиненные творцу, Богу. Вечность мыслилась как понятие темпоральное, находящееся «ниже» единородного сына – Иисуса Христа. Бог в средневековье стал восприниматься как создатель всего сущего, в том числе и времени.
Евгений Кузьмин также прочитал лекцию об истории народа и человека в философии Йосефа Альбо. Старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин НИУ ВШЭ — Пермь Виталий Мингалев рассмотрел вопрос изменения понятия о конце времени в старообрядчестве. Он проследил, как на разных этапах возникновения старообрядчества в России в 17 веке менялось представление об окончании времени и приходе Антихриста. В это время сложился парадокс: с одной стороны, старообрядцы в обычной жизни не касались темы эсхатологии, с другой — во многих книгах и трактатах тема последнего времени, окончания всего поднимается очень часто.
В этот же день прошел еще один круглый стол. Тема — «Средневековое иудейское сознание и идея истории мира». Евгений Кузьмин прочел доклад о диалоге вечного и темпорального в трудах Таннеке Дениса, а старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин НИУ ВШЭ — Пермь Кирилл Прозументик представил дискуссию о времени вечности в средневековой иудейской философии.
Третий день семинара будет посвящен вопросам антропологии исторического в современном сознании.
Видео докладов будет размещено на корпоративном портале НИУ ВШЭ — Пермь.