Как формируется рейтинг студентов?
В Высшей школе экономики принята система оценивания успеваемости студентов в виде рейтингов, составляемых на протяжении всего периода обучения. В основном используются два вида рейтингов студентов. В чем их отличия? И на основании чего они формируются?
Учебный год в Вышке делится не на семестры, а на модули. Их четыре, каждый по продолжительности примерно соответствует школьной четверти. После модуля наступает зачетная неделя, когда проводятся контрольные работы, зачеты и экзамены.
Вместо 5-балльной шкалы оценивания в Высшей школе экономики используется 10-балльная. Зачетные книжки заменили ведомостями. В них записываются числовая оценка по 10-балльной шкале и ее словесный эквивалент в 5-балльной шкале по результатам экзамена (в т.ч. проверки курсовой работы) или в шкале «зачтено»/«не зачтено» по результатам зачета (в т.ч. практики). В диплом проставляется только словесная оценка по 5-балльной шкале. Как 10-балльная система переводится в 5-балльную, наглядно отображено в таблице:
Числовая |
Словесная (используется |
Шкала |
Шкала ECTS (используется в |
Англоязычная |
10 |
отлично |
зачтено |
A+ |
Excellent |
9 |
A |
Very good | ||
8 |
A- |
Very good | ||
7 |
хорошо |
B+ |
Good | |
6 |
B- | |||
5 |
удовлетворительно |
C+ |
Satisfactory | |
4 |
C- | |||
3 |
неудовлетворительно |
не зачтено |
F |
Fail |
2 | ||||
1 | ||||
0
|
|
|
Рейтинг представляет собой список студентов курса одного направления обучения, отсортированный по успеваемости в порядке убывания. Успеваемость складывается из суммы итоговых и промежуточных оценок студента, полученных в семестре по дисциплинам. Эти оценки помножены на кредитные коэффициенты соответствующих дисциплин, которые указаны в учебном плане направления.
Приведем пример. Если кредитный коэффициент дисциплины «Линейная алгебра» равен 5, дисциплины «Микроэкономика» — 7, а студент сдал экзамен по линейной алгебре на 8, по микроэкономике — на 10, тогда его рейтинговый балл равен 5*8+7*10=110.
Неудовлетворительные оценки, оценки «не зачтено» и неявки (независимо от причины) при расчете рейтингового балла приравниваются к оценке «0».
Поскольку в НИУ ВШЭ — Пермь принята накопительная система оценки знаний студентов, она учитывает результаты текущего и итогового контроля. В итоге, они образуют результирующую оценку, которая выставляется в зачетно-экзаменационную ведомость и в диплом студента. Результирующая оценка включает в себя накопительную (средневзвешенная оценка за работу на семинарах и контрольные мероприятия) и итоговую оценку за экзамен или зачет. Процентное соотношение по контрольным точкам, за работу на семинарах и экзамен/зачет определяются преподавателем в программе дисциплины. Как правило, оно высчитывается по формуле: 60% — накопительная оценка (40% — результаты всех контрольных мероприятий, 20% — работа на семинарах) и 40% — собственно оценка за экзамен/зачет. Таким образом, если студент в течение модуля успешно занимается, он уже «зарабатывает» положительную оценку на зачете или экзамене.
В Высшей школе экономики используются рейтинги двух видов — текущий и кумулятивный. Текущий рейтинг определяется на период — семестр или учебный год. Он нужен для отбора академических стипендиатов, кандидатов на перевод на бюджетное место, сравнения студентов в различных конкурсах, определения студентов, получающих скидки на оплату обучения по результатам учебы, определения размеров этих скидок. Текущий рейтинг размещается в открытом доступе: на сайте, факультетском стенде и высылается студентам по электронной почте на адрес группы.
Кумулятивный рейтинг учитывает результаты за весь период обучения по образовательной программе и может использоваться для определения лучших студентов, присуждения грантов, назначения именных стипендий, поощрения, предоставления выпускникам рекомендаций при устройстве на работу.