Почему в Пермском крае самый дорогой бензин в ПФО?

Пермский край на протяжении нескольких последних лет входит в число регионов Приволжского федерального округа (ПФО) с наиболее высокими темпами роста цен на бензин. Какие факторы на это влияют – объяснил доцент департамента экономики и финансов НИУ ВШЭ – Пермь Дмитрий Кашин в интервью РБК-Пермь.
Чем обусловлен высокий рост цен на бензин в Прикамье?
Во-первых, особенностями региональной логистики, отмечает Дмитрий Кашин. Несмотря на наличие крупного нефтеперерабатывающего предприятия, часть топлива распределяется по межрегиональным каналам, а затем возвращается в регион уже с дополнительными транспортными издержками.
Во-вторых, инфраструктурными ограничениями. Пропускная способность железнодорожных и автотранспортных коридоров, а также износ части логистической инфраструктуры увеличивают себестоимость доставки топлива на АЗС. По оценкам отраслевых экспертов, логистическая составляющая в розничной цене топлива в Прикамье может быть на 10–12% выше, чем в некоторых других регионах ПФО.
В-третьих, структурой рынка. В регионе относительно высокая концентрация сетевых АЗС и ограниченное число независимых игроков, что снижает ценовую конкуренцию и делает рынок более инерционным.
Поэтому в 2026 году Пермский край, по мнению экспертов, с определенной долей вероятности подтвердит статус региона с относительно высокими ценами на моторное топливо в Приволжском федеральном округе.
Предвидится ли в ближайший год замедление роста цен на топливо?
Устойчивое и продолжительное снижение цен на розничном рынке в условиях, когда базовые уровни уже находятся на относительной высоте, маловероятно без существенного изменения ключевых факторов.
Во-первых, на нефтяной отрасли лежит возросшая фискальная нагрузка, включающая акцизы и транспортные сборы с ежегодной индексацией, причём рост акцизов и НДС закладывается в цену независимо от ситуаций на рынке сырья.
Во-вторых, сдерживание цен со стороны государства через демпфер и административные меры продолжает снижаться, что ослабляет инструментальные возможности нормализации розничных уровней цен на топливо.
Дмитрий Кашин обозначил два реалистичных сценария. Первый — базовый, предполагающий умеренный рост цен на уровне 8–12% в год. Второй — условно оптимистичный, при котором рост будет близок к прогнозу региональной инфляции в Прикамье, то есть в диапазоне 6–8%. Тем не менее, даже в этом случае речь идет не о снижении цен, а о замедлении темпов удорожания.
Исторические данные показывают, что в России наблюдается эффект асимметричной корректировки цен: при росте мировых котировок нефти розничные цены на бензин растут достаточно быстро, а при их снижении — либо остаются на том же уровне, либо корректируются медленно. За последние 10 лет случаи устойчивого снижения цен на топливо фиксировались преимущественно в периоды экономических кризисов и резкого падения спроса, например, в 2020 году.
Следовательно, в 2026 году можно ожидать краткосрочной стабилизации цен в отдельные месяцы, например зимой, но не структурного снижения цен по всему году.
Что может сдержать скачок цен?
Мероприятия, которые теоретически могли бы изменить эту ситуацию, включают развитие мультимодальных логистических хабов, оптимизацию транспортировки через государственно-частное партнёрство, субсидирование перевозок для внутреннего рынка, а также стимулирование участия более широкого круга операторов в розничной торговле. Однако эти меры требуют как значительных инвестиций, так и не являются краткосрочными, и не приведут к мгновенному снижению цен, объясняет Дмитрий Кашин.
Сохранится ли тенденция на перебои с поставками бензина на АЗС?
Как отмечает эксперт, перебои и локальные дефициты топлива в 2025 году имели не повсеместный характер. Они были связаны как с нарушениями графиков работы НПЗ, так и с логистическими перебоями в сети распределения топлива. В некоторых субъектах возникали случаи временного ограничения объёмов отпуска топлива на АЗС, что было результатом сочетания высокого спроса, временного сокращения переработки и ограниченной доступности резервов. Наиболее остро это проявлялось в отдалённых регионах, что связано с логистическими сложностями.
В 2026 году ожидается усиление способности крупных операторов регулировать распределение через более гибкие логистические схемы, рост использования резервных запасов, а также адаптацию к рыночным условиям, что позволит снизить локальные дефициты топлива.
Тем не менее эпизоды временного ограничения по объёмам отпуска топлива на региональных АЗС в сезонные пики спроса (например, весной и летом) хоть и мало, но остаются вероятными, поскольку структурные логистические и инфраструктурные ограничения продолжают действовать. В то же время вероятность масштабного, долгосрочного дефицита в 2026 году оценивается как низкая.

