Профессор НИУ ВШЭ провел лекцию для студентов пермского кампуса о ритме и метре в литературе
В пермском кампусе НИУ ВШЭ состоялась научно-популярная лекция профессора, руководителя Школы филологических наук Евгения Вячеславовича Казарцева. Слушателями стали студенты образовательной программы «Иностранные языки и межкультурная коммуникация в бизнесе».
Для Евгения Вячеславовича это не первое выступление в Пермской Вышке. Ранее, в апреле, он прочёл лекцию о цифровых методах анализа литературы, а теперь вернулся с новым материалом – о внутреннем строении текста, ритме и метре в поэзии и прозе.
Лекция была построена вокруг анализа известных литературных произведений. Профессор предложил вниманию аудитории строки из «Героя нашего времени» Михаила Лермонтова, в частности — высказывания Печорина. Он показал, как изменение написания слов влияет на восприятие ритма и смысловой акцент. Один и тот же текст может звучать по-разному – торжественно, сдержанно или драматично – в зависимости от его «ритмического каркаса».
Особое внимание было уделено стихам Михаила Ломоносова. Студенты смогли проверить свои знания из школьного курса литературы и удивиться, насколько глубоко был продуман каждый слог в классических текстах. Евгений Вячеславович рассказал также о специальной системе анализа метра и ритма, позволяющей буквально «считать» художественные особенности текста. Эта методика помогает выявлять скрытые закономерности в построении строк, объясняя, почему одни произведения запоминаются сразу, а другие – нет.
Интересным акцентом лекции стало сравнение поэзии и прозы. Профессор показал, как по-разному в них организуются ритм, темп и рифма. Отдельный блок был посвящён межъязыковым различиям. Например, в русском языке обычно одно ударение на слово, что формирует чёткий ритмический рисунок. В английском языке слова могут иметь несколько ударений, что создаёт другой тип фонетической организации и влияет на стиль поэтического текста.
Лекция прошла в живом формате – с цитированием, чтением вслух и активным диалогом со студентами. Евгений Казарцев подчеркнул, что понимание ритма – это не только инструмент для филологов, но и способ глубже прочувствовать текст, будь то классическая поэзия или современная проза.
Сона Танакян, студентка образовательной программы «Иностранные языки и межкультурная коммуникация в бизнесе» НИУ ВШЭ – Пермь
Лекция прошла очень интересно – мне понравилось, что профессор Казарцев объяснял сложные вещи простым и понятным языком. Было видно, что Евгений Вячеславович действительно увлечён темой. Особенно запомнилась та часть, где он сравнивал прозу и поэзию — как по-разному строятся ритм, темп и рифма. Было интересно услышать, как в языках распределяются ударения: например, в русском ударение одно на слово, а в английском варианте их может быть несколько.
В целом, лекция получилась очень вдохновляющей. После неё захотелось больше обращать внимание на ритм и мелодику текста, даже когда просто читаешь прозу. Спасибо за возможность посетить такую лекцию!
Полина Погорелова, студентка образовательной программы «Иностранные языки и межкультурная коммуникация в бизнесе» НИУ ВШЭ – Пермь
Лекция профессора Евгения Казарцева прошла живо и интересно, с глубоким объяснением метра и ритма! Невероятно удивило то, что уважаемый лектор знает целых 15 языков. Впечатления остались очень положительные — гармония знаний и увлекательной подачи, атмосфера интеллектуального обмена. Так как я сдавала литературу, то уже была знакома с этими понятиями, и сейчас я не только закрепила понимание метра и ритма, но и расширила знания об их роли в восприятии поэзии.

