Синергия архитектуры и бизнеса

Архитектурная и визуальная среда города всё чаще рассматривается не как фон, а как самостоятельный экономический ресурс. К таким выводам пришли аналитический центр НАФИ и Фонд Росконгресс по результатам масштабного исследования о влиянии архитектуры и культурного облика 16 российских городов-миллионеров на их инвестиционную и туристическую привлекательность, а также на поведение потребителей. Каким образом городская среда стимулирует бизнес и инвестиции – экспертное мнение руководителя Научно-учебной лаборатории междисциплинарных эмпирических исследований НИУ ВШЭ — Пермь Анастасии Божья-Воля для издания «Новый компаньон».
Исследование НАФИ подтвердило связь между качеством городской среды и экономикой города и на примере Перми. По данным опроса, архитектурный облик играет важную роль в повседневных решениях горожан. Для 95% он имеет значение при выборе маршрута для прогулки по городу, для 94% — при выборе места для культурного отдыха. Даже в вопросах повседневного потребления архитектура остаётся значимым фактором: 68% жителей обращают внимание на внешний облик зданий при выборе места покупки товаров, а 88% — при выборе района проживания.
«В настоящее время архитектурная и визуальная среда улиц города – это уже не просто «декорация», а бизнес-активность. Она формирует экономический климат, напрямую влияя на ключевые факторы успеха компаний: привлечение клиентов, талантов, капитала и создание благоприятных условий для операционной деятельности. Логика здесь следующая. Уникальная архитектура, ухоженные улицы, парки, набережные и знаковые объекты больших, либо малых городов — сами по себе являются магнитом для туристов и горожан», – считает руководитель Научно-учебной лаборатории междисциплинарных эмпирических исследований НИУ ВШЭ — Пермь Анастасия Божья-Воля. Она приводит в пример результаты исследований: 75% жителей крупных российских городов выбирают места для прогулок, ориентируясь на благоустройство и архитектуру. Комфортные парки и пешеходные зоны увеличивают количество посетителей и напрямую поддерживают ретейл, общественное питание и сферу услуг.
Визуальная среда формирует не только настроение, но и имидж территории и расположенного на ней бизнеса. Уникальная и привлекательная архитектура создаёт узнаваемый образ города, его «бренд», который может быть ассоциирован с высоким качеством, инновациями, культурой или надёжностью. Престижные районы с узнаваемыми фасадами формируют «премиальность» потребления. Анастасия Божья-Воля ссылается на исследование СберАналитики 2025 года: в исторических кварталах Москвы, таких как Никольская улица или район Большого театра, средний чек в ресторанах вырос на 30-37%. В статусных жилых комплексах, подчеркивает эксперт, необычный дизайн оправдывает высокую стоимость, а в коммерческих зонах позволяет повышать арендные ставки.
«В современной экономике, основанной на знаниях, услугах и впечатлениях, конкуренция идет не между компаниями, а между городами и их средами. Инвестиции в архитектуру и визуальную среду — это прямые инвестиции в экономический рост и конкурентоспособность местного бизнеса», –отмечает Анастасия Александровна.

