• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В Перми состоялся краевой слет «Патриоты Прикамья»

Мероприятие проводилось в целях развития системы патриотического воспитания граждан Пермского края. Пермский кампус НИУ ВШЭ традиционно принимал участие в слете. Мы пообщались с преподавателем военной кафедры НИУ ВШЭ, подполковником А. Щербаковым.

В Перми состоялся краевой слет «Патриоты Прикамья». Мероприятие проводилось в целях развития системы патриотического воспитания граждан Пермского края, повышения качества спортивного воспитания молодежи, формирования уважительного отношения к историческому наследию России и Пермского края. Пермский кампус НИУ ВШЭ традиционно принимал участие в слете. Мы пообщались  с преподавателем военной кафедры, подполковником  А. Щербаковым.

– Андрей Анатольевич, расскажите о втором слете «Патриоты Прикамья». С чем вы оттуда вернулись?

– Мы привезли грамоты от Правительства и Министерства образования и науки Пермского края. Участникам были вручены памятные призы, и наша команда получила футбольный мяч, с ним мы поедем на летние сборы. Вообще слет оставил массу впечатлений. Он проходил в Краевом многопрофильном техникуме, где очень много делают для патриотического воспитания молодежи Прикамья. В слете приняли участие 36 команд со всего края: начиная от кадетских классов и заканчивая высшими учебными заведениями, такими как Институт ФСИН России, Высшая школа экономики и др. Кроме того, на слете у нас была возможность представить альбом, посвященный нашей военной кафедре, и показать небольшую презентацию нашего университета. Эти материалы мы передали в электронном виде организаторам для размещения на их сайте.

– Что сегодня подразумевает под собой патриотическое воспитание?

– Прежде всего это воспитание молодежи. Для этого в ноябре был создан Центр патриотического воспитания допризывной молодежи, возрожден ДОСААФ, именно таким, каким он был. Сегодня создаются кадетские классы, корпуса, школы с углубленным изучением военно-специальных дисциплин, полицейской подготовкой и т.п. Что касается Высшей школы экономики, в основном это занятия на военной кафедре. Мы вплотную работаем с программами, которые включают в себя именно патриотическое воспитание. Согласитесь, патриот – это прежде всего человек, который умеет защищать свою Родину, семью, а защищать можно только имея какие-то навыки, хотя бы элементарные для этой деятельности. Поэтому мы должны суметь увязать военное и патриотическое воспитание.

Сегодня воспитание патриота направлено прежде всего на осознание молодым человеком того, что только сильная страна как в экономическом, так и в военном плане может быть востребована в мировом сообществе. Поэтому все силы нормального гражданина, нормального патриота своей страны, должны быть направлены на сохранение, приумножение того экономического, военного потенциала, который на сегодняшний момент сложился или складывается в России. И в том числе это знания, которые студент получает на лекциях, школьник за партой – одна из частичек той силы, которую впоследствии можно использовать.

– Получается, что возвращение норм ГТО – обязательная часть патриотического воспитания?

– Хилый патриот не патриот, поэтому нормы ГТО, занятия различными видами физической подготовки, силовыми видами, единоборствами необходимы. Все это нисколько не умаляет, а только увеличивает спектр военно-патриотической подготовки.

– Насколько востребована сегодня военная кафедра у студентов?

– Студенты кафедры еженедельно самостоятельно готовят небольшие сообщения. Затем они делают доклады по поводу геополитических событий в стране и мире. Это не просто сообщения из открытых источников, какое-то перечисление событий, а попытка проанализировать, связать воедино то, как события в одном регионе могут повлиять на другие субъекты, почему они происходят. Не меньший интерес вызывают занятия по общегосударственной подготовке. На них мы уделяем внимание не только военно-патриотической подготовке самих студентов, но и тому, как бы они смогли организовать подобные занятия в перспективе, став лейтенантами запаса. Например, организовать занятие с солдатами срочной службы. К слову, когда арт-бригада была расквартирована в Звездном, наши студенты проводили занятия по общегосударственной подготовке с солдатами. Сами организовали, написали план-конспект, согласовали его с замполитами и провели занятие. В процессе изучения уставов внутренней службы и других документов красной нитью проходит патриотическое воспитание: соблюдение принципов единоначалия, правил ношения военной формы, превосходство русского оружия, упоминание или память об исторических событиях, военных памятных датах и многое другое.

– Как Вы думаете, возможно ли воспитать патриотизм?

– Возможно! И нужно воспитывать! Вопрос только, в каком возрасте этим заниматься? По моему глубокому убеждению, патриотом нельзя стать в одночасье. Как правило, патриотами становятся еще в детстве. Когда черпают основы из семьи, из того окружения, тех условий, в которых живут, начинают свою сознательную жизнь, начинают познавать мир – именно тогда закладывается патриотическое отношение к жизни. К тому месту, где ты живешь, где живут твои близкие, твои родные. Это неблагодарное дело – воспитывать патриота на голом месте или же, наоборот, у человека в 18–20 лет, у которого уже сложились какие-то свои, может быть, правильные, может быть, неправильные отношения к патриотизму. Если у человека сформировано осознание себя в этом мире и тех стремлений, желаний и помыслов, к чему он стремится, то пытаться навязать ему что-то для него чуждое – это неправильно. Поэтому такое воспитание происходит прежде всего в семье. Ну, а потом человек может все это только развить, а не узнать что-то впервые и вновь.