Как меняется внутренний туризм: результаты исследований музея-заповедника в Подмосковье и Ленинского мемориала в Ульяновске

В рамках научного семинара департамента менеджмента НИУ ВШЭ – Пермь с докладом выступил старший преподаватель кафедры экономической социологии НИУ ВШЭ – Москва Максим Маркин. Максим Евгеньевич представил результаты исследований в двух музеях-заповедниках, которые рабочая группа «Туризм в пространстве стилей жизни» выполнила в 2024 году.
Направление работы группы непосредственно связано с растущим в течение последних пяти лет интересом потребителей к внутреннему туризму. Благодаря этому интересу уже существующие природные и культурные локации получают второе дыхание и попадают в поле зрения социальных ученых. Внимание социологов привлекли музей-заповедник в Подмосковье и Ленинский мемориал в Ульяновске. Поскольку выбор локаций не был обусловлен единым замыслом, в каждой исследовали разные вопросы.
В подмосковном музее-заповедники студенты под руководством докладчика и его коллеги Евгении Надеждиной изучали потребительское поведение посетителей музея-заповедника. Опросив 754 посетителя, исследователи пришли к выводу, что визитеры делятся на сегменты по их мотивации посещения музея-заповедника: прогулки на природе или посещение событий, выставок или концертов, в музее. Хотя все обнаруженные различия статистически значимы, авторам исследования ещё предстоит проверить, есть ли статистически значимые различия социально-демографического профиля «гуляющих» и «музейных» посетителей, а также тот факт, что посещение выставки или концерта является причиной того, что визитеры готовы потратить больше времени на дорогу для музея-заповедника, но, возможно, никогда не приехать повторно.
В Ленинском мемориале исследовательский коллектив искал ответ на вопрос: «Как изменился запрос современных посетителей музея-заповедника по сравнению с советским годами и последовавшими тремя десятилетиями?». Для ответа на него социологи выбрали иную исследовательскую перспективу, чем в случае с подмосковным музеем-заповедником. Они взяли интервью у десяти экскурсоводов, которые за годы своей работы в мемориале провели сотни экскурсий для тысяч людей. В результате своих изысканий докладчик и его коллеги зафиксировали важный сдвиг в запросе посетителей. В советское время главным заказчиком туристского продукта было государство, которое использовало его для массового идеологического воспитания. В первые постсоветские годы Ленинский мемориал стал для определенной группы посетителей местом выражения своих эмоций по отношению к ранее идеализированной и мифологизированной фигуре вождя. Но к 2024 году ситуация изменилась. Сегодня, по мнению исследователей, выкристаллизовался запрос на понимание микро- и макропроцессов, которые сформировали из отпрыска буржуазной семьи пламенного революционера. Этот запрос сопровождается интересом к индивидуальным экскурсиям, во время которых можно задать вопросы экскурсоводу, и дополнительной литературе по теме, о которой спрашивают экскурсанты.
Общим инфраструктурным фактором для обоих проектов стала высокая степень автомобилизации российского общества. Личный транспорт становится основным способом добраться до обеих культурных точек, обеспечивая приток самостоятельных путешественников, запросы которых формируют современные направления развития музеев-заповедников.

