• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В «Музыкальной шкатулке» обсудили плагиат в музыке

Состоялась очередная встреча клуба «Музыкальная шкатулка». Тема встречи – «Плагиат в музыке».

Состоялась очередная встреча клуба «Музыкальная шкатулка». Тема встречи – «Плагиат в музыке».

Музыкальный плагиат – тема весьма актуальная. Сегодня нередко можно услышать упрек в сторону российских поп-музыкантов в том, что они в своем творчестве используют музыкальные обороты, а иногда и целые фрагменты из песен западных коллег без ссылки на первоисточник. Ежегодно нашим артистам вручается приз «Серебряная калоша» в номинации «Плагиат».

Действительно, плагиат в популярной музыке – явление распространенное. Но можно ли сказать то же самое об академической музыке и занимались ли плагиатом великие композиторы? Да и вообще, что такое плагиат? Следует ли считать плагиатом намеренное цитирование? И как быть со случайными мелодическими и гармоническими совпадениями? Является ли плагиатом стилизация или использование народных мелодий? В этом пытались разобраться участники встречи вместе с ведущим клуба, преподавателем кафедры гуманитарных дисциплин Кириллом Прозументиком.

В ходе встречи при прослушивании музыкальных фрагментов студентам не раз приходилось выступать в качестве следователей и судей, вынося вердикт тем или иным произведениям. Они должны были ответить на вопрос, есть ли в данном фрагменте плагиат, случайное заимствование (криптомнезия), цитирование, стилизация и обработка, или речь идет о банальном совпадении (ведь нот всего 12!). Иногда ответ лежал на поверхности, как это было в случае с Danse des Sauvages Жана-Филиппа Рамо и Сoncerto comique Мишеля Корретта или Danza delle furie Кристофа Виллибальда Глюка и Симфонией La casa del diabolo Луиджи Боккерини. Иногда цепочка заимствований была длинной и уходила далеко в прошлое, как это было с Vltava Берджиха Сметаны, мелодические истоки которой восходят к пьесе An Italian RantДжона Плейфорда и Fuggi, fuggi, fuggi Джузеппино дель Бьядо.

Приятно отметить, что на этот раз на «Музыкальной шкатулке» были не только студенты и преподаватели Пермского кампуса, но и московские гости, приехавшие поздравить Высшую школу экономики в Перми с 15-летием: проректор НИУ ВШЭ Ксения Муратова, советник дирекции по связям с общественностью Елена Вансович и заместитель заведующего отделением интегрированных коммуникаций Мария Мордвинова.