Полевые исследования НИУ ВШЭ: как прошла студенческая экспедиция в Магнитогорск
2-7 апреля состоялась исследовательская экспедиция в рамках программы «Открываем Россию заново» в Магнитогорск – «Мостопоезд-416: историко-антропологические аспекты труда». Студенты пермского, московского и питерского кампусов Высшей школы экономики изучали профессию мостостроителей – это одна из важнейших, но довольно редких специальностей в сфере промышленного строительства.
Экспедиция о магнитогорских мостостроителях продолжает серию полевых и архивных исследований по антропологии профессий, сформировавших индустриальную культуру СССР. Работа в этом направлении началась с изучения шахтеров-угольщиков на Сахалине (экспедиция 2022) и лесников Коми-Пермяцкого округа (экспедиция 2023). Руководитель всех экспедиций – доцент департамента иностранных языков, руководитель Зеркальной лаборатории «Индустриальная культура: цифровые решения для исследовательской экосистемы» НИУ ВШЭ – Пермь Лилия Пантелеева.
Студенты и преподаватели университета посетили предприятие «Мост» — преемника легендарного «Мостопоезда-416», созданного в военные годы. Участники не только увидели, как производят ключевые элементы мостовых конструкций, но и пообщались с ветеранами отрасли, записав их уникальные воспоминания.
доцент департамента иностранных языков, руководитель Зеркальной лаборатории «Индустриальная культура: цифровые решения для исследовательской экосистемы» НИУ ВШЭ – Пермь
«Открываем Россию заново» – это важный конкурс в линейке вышкинских проектов. Он дает возможность путешествовать, исследовать и документировать то, что редко попадает в учебники, но составляет настоящую ткань российской реальности. Уже в третий раз мы получили поддержку на региональную экспедицию для изучения редких или уходящих профессий. В этот раз наша экспедиция была посвящена сбору информации и изучению профессии мостовиков.
Мы приехали на небольшой, но значимый завод Магнитогорска, история которого началась в 1942 году в Ташкенте. В прошлом Мостопоезд-416, ныне обособленное подразделение «Мост» в ООО «Урал-Сервис-Групп», является одним из немногих в России, которое не только возводит мосты, но и создает их комплектующие – балки пролетного строения. Если говорить о семиотике мостовиков на данном предприятии, то центральным символом для рабочих являются именно эти балки – соединительный элемент между опорами мостового сооружения. Все производственные цеха участвуют в создании балки, при этом процесс заливки, символизирующий ее «рождение», представляет собой наиболее ответственную и технически сложную операцию, успешное выполнение которой оправдывает труд всего коллектива.
Мы видели залитую опалубку под новую балку, видели, как балки устанавливают на мост в заранее намеченные места – подферменники, наблюдали за работой сотрудников предприятия, знакомились с мастерами строительного участка. Все, что мы узнали и увидели на скромном предприятии у самого берега реки Урал, стало возможным благодаря неимоверным усилиям нашего консультанта, научного сотрудника МИКМ Елены Анатольевны Козловой и доброжелательному отношению ее бывших коллег.
Елена Анатольевна организовала не только экскурсию на производство, но и встречи с ветеранами на базе МИКМ и Отделения дневного пребывания правобережного района УСЗН Магнитогорска. Мы записали воспоминания ветеранов завода – в прошлом начальников отделов, начальников участков, рабочих, узнали нюансы профессии глазами женщин и мужчин. В который раз были удивлены той доброте и открытости, с которыми старшее поколение делится с молодежью историями своей жизни.
Думаю, что приобретенный опыт помог студентам не только в развитии практических навыков, но и в развитии эмоционального интеллекта. За три дня в Магнитогорске студенты смогли осознать специфику коммуникации с людьми физического труда, пожилого возраста, носителями региональной культуры. У нас в команде сложилась особая атмосфера доверительного взаимодействия, общности интересов и легкости в распределении ролей.
Мы вернулись из экспедиции, но перед глазами все еще стоят наши поездки в Соцгород и «американский поселок» Березки, восхождение на гору к саду В.А. Начина, посещение кондитерской «Лакомка». Развевающиеся на ветру волосы, студенческие шутки, позирование на фоне городских граффити, длительные пешеходные прогулки – это незабываемо! Спасибо всем, кто поехал в экспедицию, спасибо всем, кто ее поддержал!
От всей души благодарю и желаю успехов на профессиональном поприще нашим бесценным проводникам и помощникам в Магнитогорске: Елене Анатольевне Козловой, Валерию Альбертовичу Хакимову, Наталье Григорьевне Троицкой, Ольге Вячеславовне Мукминовой, в Екатеринбурге: Дмитрию Михайловичу Сафонову, Нине Юрьевне Столяровой.
«Строй мосты, а не стены» – эта фраза, случайно увиденная нами на одной из стен в Екатеринбурге, как мне кажется, стала девизом всей экспедиции. Действительно, мы строили мосты – от прошлого к настоящему и будущему, мосты между тремя кампусами Высшей школы экономики, наконец, мосты между участниками экспедиции и нашими респондентами.
Практическая часть поездки была посвящена выявлению профессиональной идентичности советских мостостроителей, для чего было необходимо провести исследовательские интервью с ветеранами отрасли и изучить имеющиеся архивные документы. Однако в ходе экспедиции нам удалось «копнуть» гораздо глубже. Как устроен и функционирует город, которому не исполнилось еще и 100 лет? Какие смыслы он порождает? Как ярко выраженная «советскость» Магнитогорска влияет на его жителей сегодня? Это лишь немногие из тех вопросов, которые знакомство с городом поставило перед нами. Не уверен, что в ходе короткой поездки мы нашли ответы на все эти вопросы. Однако могу сказать наверняка, что Южный Урал нас приятно удивил – людьми, городской средой и даже погодой, которая оказалась лучше, чем можно было рассчитывать.
научный сотрудник Магнитогорского историко-краеведческого музея
Экспедиция «Мостопоезд-416: историко-антропологические аспекты труда» была посвящена изучению истории уникального предприятия, созданного в годы Великой Отечественной войны. Исследованием были охвачены и военные годы, когда работники мостопоезда под огнём восстанавливали мосты на железнодорожных линиях Ржев-Великие Луки, Москва-Волоколамск, на линиях Московско-Брестской, Московско-Киевской и Юго-Западной железной дороги, Винницкой, Львовской, Варшаво-Венской и Краковской железной дороги, на линии Бреслау -Дрезден, и послевоенный период, когда предприятие было передислоцировано на Урал и внесло существенный вклад в строительство инфраструктуры для Магнитогорского металлургического комбината, города, области и других регионов.
Исследование проводилось на архивных материалах мостостроительного предприятия, фондах Магнитогорского историко-краеведческого музея, на устных свидетельствах действующих работников предприятия «МОСТ» и ветеранов организации. Вопросник, разработанный экспедицией для респондентов, выявляет особенности профессии со стороны причин выбора, специфики труда, коллективных традиций и профессиональных ценностей. С целью выявления культуры мостостроителей исследователи уделяли внимание и неформальным аспектам труда, через которые формируется идентичность мостовиков на фоне других строительных специализаций.
В программе экспедиции были предусмотрены экскурсии на производственную базу предприятия «МОСТ» и строящийся объект, где студенты с большим интересом ознакомились с технологическим процессом бетонирования балки пролётного строения длиной 33 метра с предварительно напрягаемой арматурой и монтажом конструкции, вес которой превышает 50 тонн на опоры Северного перехода, капитальным ремонтом которого занимается предприятие в настоящее время. В программу вошли обзорные автобусные и пешие экскурсии по городу, поездка в садовое товарищество «Машиностроитель», посещение парков и скверов города, встречи с ветеранами предприятия на площадках Магнитогорского историко-краеведческого музея и Центра социального обслуживания населения Правобережного района. Ветераны с большой благодарностью отозвались об участниках экспедиции, отметив высокий профессионализм и основательность при сборе сведений, внимательность к собеседникам и индивидуальный подход.
В Магнитогорске экспедиция провела три дня, по завершении полевой части студентам предстоят работы по расшифровке аудиозаписей интервью и рукописных сведений, анализу и переработке материала, написанию научных тематических работ и отчётов по результатам исследований. Намечена совместная работа НИУ «Высшая школа экономики» (Пермь) и МКУК «Магнитогорский историко-краеведческий музей» по сбору данных для создания иллюстрированной книги об истории предприятия, включающей публикацию воспоминаний, а также поэтического и художественно-изобразительного творчества мостостроителей.
От имени ветеранов и ныне действующих работников предприятия, историков и краеведов города, заинтересованных в исследовании малоизученных аспектов истории города и края, выражаю глубокую признательность организатору экспедиции – Национальному исследовательскому университету «Высшая школа экономики» г. Пермь и руководителю экспедиции Пантелеевой Лилии Михайловне за тонкий подход в решении важных задач для сохранения истории.
участница экспедиции, студентка НИУ ВШЭ – Пермь
В первую очередь, я бы хотела выразить благодарность нашим руководителям – Лилии Михайловне Пантелеевой и Александру Владимировичу Глушкову, а также Елене Анатольевне Козловой за прекрасную организованность и насыщенность нашей экспедиции. Посещение музея завода «Уралмаш» в первый день позволило нам более глубоко окунуться в заводскую атмосферу в целом. Во второй день экскурсия по краеведческому музею Магнитогорска Елены Анатольевны хорошо осветила историю Магнитогорска. Посещение предприятия «Мост», которое ранее было «Мостопоездом-416», особенно запомнилось, было невероятно интересно испытать на себе полное погружение в работу предприятия. Хотелось бы отметить Валерия Альбертовича, который водил нас по заводу, отвечал на каждый интересующий вопрос, а в конце угощал чаем с конфетами. В третий день нам провели обзорную автобусную экскурсию по Магнитогорску и это мероприятие дополнило наше понимание Магнитогорска после экскурсии по музею.
Работа с ветеранами мостостроителями была самой важной и интересной частью нашей поездки. Хотя сначала мы испытывали небольшое волнение, сразу же после встречи с этими людьми оно испарилось. Было любопытно брать интервью у хорошо знающих свое дело профессионалов, которые тем не менее не лишены эмоций и чувства юмора. Поездка на дачный участок Начина В.А в четвертый день открыла нам Магнитогорск с еще одной стороны, как город, который красив не только панорамами заводов, но и прекрасными видами на сам город, открывающимися с холмов.
Я ни на долю не жалею, что поехала в эту экспедицию, она открыла для меня множество вещей, ранее неведомых: сам город Магнитогорск, известный ранее мне только металлургическим комбинатом, мостостроителей, которые отдавались своей работе на 100%, новые знакомства с приятнейшими людьми, которых я запомню на всю жизнь.
участница экспедиции, студентка НИУ ВШЭ – Москва
С огромным удовольствием поучаствовала в студенческой экспедиции по изучению «Мостопоезда-416». Искренне хочу поблагодарить за организацию этой экспедиции! Это было невероятно интересно, и я узнала много нового о мостостроении и о самом городе! Особенно хочу отметить, что вся программа была четко организована, что сделало наше путешествие еще более комфортным и продуктивным. Спасибо за это нашим чудесным руководителям! В Магнитогорске собрался замечательный коллектив, с которыми было приятно работать и обмениваться идеями и опытом. Уверена, что собранные нами материалы, станут основой не одной статьи и будут полезны для дальнейших исследований. Спасибо еще раз за эту уникальную возможность!
участница экспедиции, НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург
Меня глубоко впечатлила наша экспедиция. Особенно запомнилось посещение мостостроительного предприятия. Мостостроители говорт: «Чтобы не было жужу, делай все по чертежу», – поэтому нам подробно рассказали и показали весь процесс возведения моста – от чертежей до реальных конструкций. Это было действительно увлекательно!
Особое впечатление на меня произвели женщины, которые уже десятилетиями работают на этом предприятии. Их профессионализм и преданность делу — настоящий пример для подражания. Но, пожалуй, самым ценным моментом экспедиции для меня стало интервью с Надеждой Марсовной и Любовью Ивановной Богачёвой. Их истории, мудрость, внутренняя сила и любовь к своей профессии вдохновляют меня.
участница экспедиции, студентка НИУ ВШЭ – Пермь
Я принимала участие в студенческой экспедиции в замечательный город Магнитогорск, в котором наша исследовательская группа благодаря Елене Анатольевне Козловой смогла узнать как деятельность современного предприятия «Южуралмост», так и окунуться в историю предприятия через интервью с ветеранами. Было интересно сопоставлять личный опыт посещения и воспоминания работников. Неожиданно волнительно оказалось брать интервью, раньше я думала, что это выглядит как обычный опрос, но на самом деле это, скорее, формат беседы, который располагает к общению.
Нам также удалось максимально много информации узнать о Магнитогорске и некоторых населенных пунктах за его пределами. «Соцгород», «американская деревня», «город-сад» – все это теперь для меня не просто слова, а целый рассказ. Всего этого не было бы, если бы организаторы группы однажды не решились на создание заявки, поэтому я благодарна им, что на 5 курсе смогла попасть в исследовательскую экспедицию.
участник экспедиции, студент НИУ ВШЭ – Пермь
Историко-антропологическая экспедиция «Мостопоезд-416» подарила мне незабываемые впечатления. Наиболее сложным, но вместе с тем интересным и запоминающимся моментом, было интервьюирование. Когда мы видим этот формат в интернете, нам кажется, что это довольно просто, ведь разговаривать с людьми может каждый, но на самом деле это довольно сложная задача. Суть интервью – не просто задавать вопросы по списку, а построить доверительный диалог, через который респонденты смогут раскрыться.
Еще одним увлекательным аспектом экспедиции стала возможность ближе познакомиться с замечательным городом Магнитогорском, который известен большинству из нас лишь по заводам. Мы узнали историю города в краеведческом музее, объездили все районы, увидели и сталинский ампир, и соцгород, знаменитый памятник «Тыл-фронту», и это ещё не всё. Помимо беседы с ветеранами «Мостопоезда» мы посетили само предприятие, как работают мостостроители. Я нисколько не пожалел, что, несмотря на загруженность в последние месяцы своей учёбы в университете, я решил съездить в экспедицию.
участница экспедиции, студентка НИУ ВШЭ – Пермь
Экспедиция просто впечатляющая с невероятной организацией, благодаря которой в поездке было максимально комфортно. У нас собралась изумительная команда, почти каждый участник которой осознавал зачем он здесь. Эта поездка не просто подарила яркие впечатления, но и показала, что такое наука в ее самом живом проявлении. Спасибо организаторам, которые сделали это путешествие невероятным!
участница экспедиции, студентка НИУ ВШЭ – Пермь
Решение поехать в экспедицию в Магнитогорск считаю лучшим за последний учебный год в Вышке! Город совершенно преобразился: если раньше Магнитогорск представлялся сугубо пролетарским городом без особой истории, то после поездки его образ окрасился индустриальной эстетикой и радушием местных жителей, чьи глаза откровенно сияли от осознания, что их дом действительно интересен. Сердечно благодарю начинателей данной экспедиции! Не вы бы – не я бы!
участница экспедиции, студентка НИУ ВШЭ – Пермь
Экспедиция «Мостопоезд-416» оставила незабываемые впечатления! Мы начали с посещения музея УралМаш в Екатеринбурге, а затем отправились в Магнитогорск, где нас ждал удивительный завод. Экскурсия была прекрасно организована, и мы встретили замечательных рабочих и экскурсоводов, которые с гордостью делились своим опытом и любовью к делу. Особенно запомнились интервью с ветеранами завода — их истории вдохновили и тронули до глубины души. Мы также узнали много нового о городе благодаря увлекательной экскурсии по его историческим местам. Эта экспедиция стала одним из самых ярких моментов нашей жизни!