• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Анатомия музыки

20 ноября состоялось очередное заседание клуба «Музыкальная шкатулка».

20 ноября состоялось очередная встреча клуба «Музыкальная шкатулка». Тема встречи – «Анатомия музыки».

Что объединяет музыку и внутреннюю жизнь нашего сознания? Как музыка влияет на мышление человека? Можно ли заглянуть в головы великих композиторов и оценить их интеллектуальные способности? Что общего между движением мысли и многоголосной фугой? На эти и другие вопросы пытались ответить участники встречи.

В своем вступительном слове ведущий клуба Кирилл Прозументик рассказал о том, как связаны между собой понятия «время», «мышление» и «музыка», и что об этом говорит философская традиция. По его словам, философы (Локк, Кант, Гуссерль) уже давно заметили, что наше сознание и мышление имеют темпоральную (временную) природу. Так, Иммануил Кант утверждал, что время – это форма внутреннего чувства человека, то есть форма созерцания нас самих и нашего внутреннего состояния. Возникает вопрос, какой вид искусства тесно сопряжен со временем и при этом способен выражать внутреннее состояние человека? Ответ – конечно же, музыка. Музыка является воплощенным в звуке мышлением. Слушая произведения великих композиторов, мы приобщаемся к высокой интеллектуальной культуре, поскольку внимательный и вдумчивый слушатель всегда следит за развитием музыкальной мысли композитора.

Возможность научиться применять технику «аналитического слушания» и при этом следить за развитием композиторской мысли была и у участников встречи. Слушая «26 вариаций на тему испанской фолии» Антонио Сальери многие были поражены изобретательностью мышления композитора. «Чем больше вариаций мы прослушиваем, тем сложнее узнавать изначальную музыкальную тему», – делятся студенты своими впечатлениями.

Но еще больше поразили слушателей сложные полифонические произведения композиторов эпохи Барокко, в которых несколько музыкальных тем, партий, голосов сплетаются в единую музыкальную ткань. По словам ведущего клуба, для того чтобы во всей глубине постичь подобного рода произведения, необходимо умножить интеллектуальную способность. Прослушивание четырехголосной фуги требует «учетверение» мозговой активности. В этом участники клуба смогли убедиться сами, слушая фуги И.С. Баха, Г.Ф. Генделя, У. Бойса, Э.Ф. Даль Абако, П.А. Локателли, Б. Галуппи, Д. Скарлатти, И. Й. Фукса, П.-Р. Делаланда, Ф.Б. Конти и др.

Приятно, что в этот раз на «Музыкальной шкатулке» были не только студенты Вышки (историки, политологи, юристы, менеджеры), но и гости из библиотеки им. А.С. Пушкина, а также молодой ученый из Международного Центра изучения институтов и развития при Высшей школе экономики в Москве Майкл Рохлитц, который сейчас читает лекции студентам-политологам.

Следующее заседание «Музыкальной шкатулки» уже совсем скоро. Мы ждем всех желающих!