• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
  • НИУ ВШЭ в Перми
  • Новости
  • Наталья Руднова: «Мне удалось серьезно повысить качество научной работы и определить траекторию дальнейшего развития»

Наталья Руднова: «Мне удалось серьезно повысить качество научной работы и определить траекторию дальнейшего развития»

Наталья Руднова: «Мне удалось серьезно повысить качество научной работы и определить траекторию дальнейшего развития»

© Высшая школа экономики

Наталья Руднова присоединилась к коллективу департамента иностранных языков пермского кампуса Вышки в 2020 году по Программе привлечения российских постдоков НИУ ВШЭ. Постдок – исследователь, который получил степень кандидата наук/PhD или успешно защитил кандидатскую диссертацию в любом вузе, кроме Высшей школы экономики, и хочет продолжить академическую карьеру. Его главная задача – сконцентрироваться на проведении исследований. О своем опыте участия в программе и результатах работы за 2 года Наталья Руднова рассказала в интервью порталу. 

– Чем привлекательна Программа привлечения российских постдоков?

– На мой взгляд, Программа привлечения российских постдоков, которая реализуется в НИУ ВШЭ, это отличная возможность для недавно получивших научную степень кандидатов наук попасть в идеально созданные для дальнейшей научной работы условия.

К таким условиям я отношу доступ к мировым базам данных, базам цитирования и библиотекам, возможность посещать интереснейшие лекции и семинары, которые проходят в Вышке, повышать квалификацию в различных сферах как в рамках внутренних университетских курсов, так и на партнерских площадках. Я активно пользовалась ресурсами Центра академического письма с целью повышения навыка подготовки научных текстов. Также не могу не отметить, что аудиторная нагрузка в рамках программы минимальна, а заработная плата – достойная.

– Что требуется от постдока, чтоб успешно реализовать программу?

– Во-первых, четкое планирование. Постдок совместно с руководителем должен сформировать ясный и реалистичный план действий. Я очень благодарна своему руководителю – Марине Сергеевне Шевелевой – за стратегическое сопровождение в этом процессе. Какие-то мои цели она разумно сокращала, а какие-то, наоборот, предлагала расширять – в соответствии с требованиями, которые предъявляет к своим сотрудникам Вышка. Так, в плане у меня оказалось участие в двух конференциях, а не в пяти, зато уровень журналов, в которых планировались публикации, изменился с РИНЦ до Scopus.

Во-вторых, высокая работоспособность. Несмотря на низкую аудиторную нагрузку (обычно именно ей измеряется нагрузка сотрудников в университетах) и, в связи с этим, кажущийся расслабленным режим, работа постдока проходит в достаточно напряженном ритме. Организация и проведение исследований, обработка данных, подготовка текстов статей, заявок на участие в конференциях, заявок на гранты, повышение квалификации, подготовка и участие в мероприятиях подразделения требуют высоких навыков самоорганизации, стрессоустойчивости, способности управлять личностными и временными ресурсами, включая профилактику профессионального выгорания.

В-третьих, увлеченность своей темой. Не только в смысле постоянной направленности на научный поиск в этом направлении, но и способность удерживаться в нем.

Вышка дает множество возможностей, через которые можно как интеллектуально обогатиться, так и потеряться. Поэтому постдоку важно уметь выделять самое важное для себя и своего исследования и изучать не только интересный, но и необходимый для работы материал.

Кроме того, за время реализации программы я несколько раз столкнулась с осознанием собственной некомпетентности. Так, мне все еще сложно писать на английском, я лишь поверхностно владею некоторыми математическими анализами. Безусловно, встреча с такими сложностями – процесс, который внутренне очень затрудняет работу. Могу сказать, что в такой ситуации важно не обесценить себя, уже имеющиеся навыки, а также препятствие, с которым столкнулся. Необходимо найти внутреннюю опору и внешнюю поддержку (еще раз благодарю за это своего руководителя и коллег), а затем продолжить обучение и научную работу, формируя новые пути решения задач, а не оставаться в привычных и комфортных. Именно такое преодоление собственных ограничений дало мне ощущение глубокой удовлетворенности и скачок в профессиональном развитии.

– Что можно считать основными результатами работы постдока?

– Думаю, результаты работы постдока можно разделить на объективные и субъективные. К объективным можно отнести то, что можно посчитать: статьи, участие в конференциях, заявки на гранты и участие в различных конкурсах. К субъективным – сформированные навыки.

Во главе угла в НИУ ВШЭ, конечно же, стоят публикации – их качество и количество (именно в этом порядке). Существующее отношение к уровню журналов, в которых сотрудники Вышки должны публиковаться, очень дисциплинирует. Кроме того, это заставляет развивать навыки академического письма, в том числе и на английском языке. Если говорить о количестве статей, то тут приходит на помощь система оценки публикационной активности (ОПА) и подсчет баллов за каждую публикацию. Конечно, если постдок приходит без своих наработок, за первый год выполнить требования ОПА достаточно сложно. Однако, как руководители программы, так и непосредственный руководитель это прекрасно понимают.

За первый год опубликована была лишь пара статей и тезисов с конференций, зато отправлены в журналы на рецензию еще три. За второй год две из них были опубликованы, несколько новых отправлены в редакции. Кроме того, проведено исследование, по результатам которого уже подготовлены основы для будущих статей. Могу сказать, что все статьи опубликованы либо в журналах, проиндексированных в Scopus, либо в ведущих отечественных журналах.

Из сформированных навыков могу назвать то, что стала лучше ориентироваться в современной наукометрии. Я понимаю, что значит AuthorID, ResearcherID, SPIN–код, владею основными аналитическими инструментами (например, Science Index), знаю, как проверять наукометрические показатели для журналов, в которые планирую подавать заявки на публикации.

Еще одно важное умение, которое я продолжаю формировать, это способность смотреть на тему своего исследования в контексте международной научной повестки. Для себя я нашла два пути развития этого умения. Во-первых, найти единомышленников – зарубежных коллег, которым интересна схожая тема. Обсуждение актуальных исследований с коллегами, имеющими опыт работы в разных странах, может дать много пищи для размышлений. Во-вторых, прежде чем отправить статью в международный журнал, я ищу четкий ответ на вопрос о том, чем она может быть привлекательна для зарубежного читателя. Это помогает развернуть логику текста в нужном ключе.

Два года – это не очень большой срок в академической карьере, но считаю, что за это время мне удалось серьезно повысить качество научной работы и определить траекторию дальнейшего развития.