• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Сотрудничество с сетью «Семья»: новый проект Вышки

1 февраля был подписан договор о сотрудничестве между НИУ ВШЭ – Пермь и продуктовой розничной сетью магазинов «СемьЯ». В рамках договора предполагается проведение совместных исследований в области оценки спроса.

1 февраля 2013 г. был подписан договор о сотрудничестве между НИУ ВШЭ – Пермь и продуктовой розничной сетью магазинов «СемьЯ». В рамках договора предполагается проведение совместных исследований в области оценки спроса.

 

На вопросы касательно данного проекта ответили заместитель директора НИУ ВШЭ – Пермь Дмитрий Потапов и директор сети магазинов «СемьЯ» Ольга Ганченко.

 

– Дмитрий, опишите суть проекта.

– Сначала небольшая преамбула: в мае 2012 г. в Пермском кампусе НИУ ВШЭ открылась Лаборатория эмпирического анализа отраслевых рынков. Ее сотрудники под научным руководством профессора Российской экономической школы, PhD in Economics Григория Косенка  занимаются разработкой теоретических моделей функционирования различных рынков и их эмпирическим оцениванием.

Наш совместный проект с «Семьей» полностью вписывается в тематику лаборатории, так как он направлен на изучение рынка потребительских товаров со стороны спроса. В рамках проекта мы планируем построить и протестировать модели оценки спроса на отдельные товарные категории и бренды, которые позволяли бы прогнозировать изменения продаж, а также оценивать эффективность маркетинговых инструментов, используемых компанией.

– Сколько будет продолжаться проект?

– Первые результаты мы планируем получить к концу 2013 г., окончательную модель со всеми выводами и рекомендациями – к середине 2014 г., т.е. проект рассчитан на 1,5 года.

– С чем связан такой значительный срок?

– От проекта мы ожидаем две категории результатов: академические и практические. Под академическими результатами мы понимаем статьи в международных рецензируемых журналах. Под практическими – запрограммированную модель и рекомендации по ее применению, пригодные для использования нашим партнером. Несмотря на то, что данные цели однонаправленные, это требует значительных усилий. Просто подготовка хорошего препринта на английском языке начиная от постановки исследовательского вопроса и заканчивая оформлением всех результатов обычно занимает не меньше года.

– Проект будет реализован только силами Лаборатории?

– Несмотря на то, что основной используемый инструментарий относится к области анализа отраслевых рынков, проект носит междисциплинарный характер. Ряд подзадач будет решаться с привлечением преподавателей и студентов магистерской программы «Маркетинг». Если появится социологический блок, что вполне вероятно, мы задействуем компетенции недавно пришедшей работать в Вышку PhD in Sociology Ольги Майоровой. Для научных консультаций, конечно, будет привлечен Григорий Косенок.

– Почему вы выбрали именно «Семью» в качестве партнера? Что они дают для проекта?

– Сеть «СемьЯ» – одна из крупнейших продуктовых розничных сетей в Пермском крае. Они очень профессиональны, внедряют современные технологии и открыты для сотрудничества, что очень важно. В рамках проекта наши партнеры предоставляют нам два ресурса, ключевых для проведения эмпирических исследований: время и знания профильных специалистов компании и данные. Первое необходимо для выяснения тех или иных феноменов, характерных для ритейла в целом и для спроса на отдельные категории продукции в частности, второе – для эконометрического оценивания параметров тех моделей, которые мы будем разрабатывать, и их последующей валидации. Однако еще есть третье – это критическая оценка и апробирование тех результатов, которые мы получим.

Отличительной чертой Лаборатории является нацеленность на прикладную значимость исследований. Другими словами, мы не делаем науку ради науки, а разрабатываем новые методы, позволяющие решать насущные проблемы в корпоративном либо государственном секторе.

– Вы задействуете какие-то специальные ресурсы для реализации проекта?

– Говорят, что математикам для научной работы нужна только бумага и карандаш. Наши требования несколько шире, но на настоящий день инфраструктура Вышки практически полностью их удовлетворяет. Есть необходимые помещения для сотрудников, в медиаресурсах есть доступ к самым современным академическим наработкам в данной области, опубликованным в ведущих журналах, например, Journal of Marketing Research, Journal of Retailing. Но, вероятно, потребуются дополнительные вычислительные мощности и специальное программное обеспечение, позволяющие обрабатывать данные большой размерности. Университет готов в них инвестировать.

 

 – Ольга, каких практических результатов Вы ожидаете от проекта?

– В качестве результата совместной работы мы планируем получить математическую модель, которую можно использовать в деятельности службы маркетинга сети. Она должна позволить нам прогнозировать воздействие на покупательский спрос того или иного инструмента маркетинговой активности. Сегодня в арсенале наших маркетологов есть методы прогнозирования спроса, но мы нуждаемся в новом инструменте для более глубокой и точной оценки.

– Почему Вы согласились сотрудничать с Высшей школой экономики?

– Преподаватели и научные сотрудники ВШЭ – специалисты высокого уровня, обладающие передовым опытом исследовательских работ. Данный вуз демонстрирует открытость новациям в науке, готовность работать над прикладными задачами для бизнеса.

– Обычно для бизнеса решения нужны «вчера». Вас не смущает такой длительный срок проекта?

– Думаю, что обмен информацией и знаниями будет проходить в течение всего периода работ. И пользу от сотрудничества мы будем получать уже на первых стадиях взаимодействия.