• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Год в кризисе: что дальше?

10 ноября в Пермском филиале ГУ-ВШЭ прошло заседание Клуба финансовых директоров Пермского края на тему «Год в кризисе: что дальше?». Это совместное мероприятие было посвящено анализу текущей макроэкономической ситуации и прогнозам соответствующих финансовых показателей на 2010 год.

С точки зрения Дмитрия Тимофеева, основным механизмом кризиса был сбой в работе «теневой банковской системы» США после потерь на их рынке недвижимости. Данная часть финансовой системы Америки дает более половины финансового кредита США, представляет собой широкий инструмент долгового рынка, который вытеснил традиционные депозитно-кредитные банки. Сбой в «теневой» части привел к кредитному сжатию и дальнейшему спаду в экономике. Глобализация, тесная связь банков и финансовых рынков привела к распространению кризиса по всему миру, в том числе и в России. Но несмотря на данные события, случился обычный банковский кризис, хотя в необычной части – «теневой». По мнению выступающего, банковские кризисы не раз встречались в истории и с ними умеют бороться. Поэтому прогнозы о наступлении новой «Великой депрессии» несостоятельны.

Сопутствующий спад, согласно представлениям современной экономической науки, требует от правительства всего трех мероприятий:

1) фискальной экспансии, т.е. увеличения бюджетных расходов так, чтобы траты государства поддержали падающий спрос реального сектора;

2) монетарной экспансии, которая компенсирует падающую скорость течения денег в экономике и тенденцию «держаться за наличные» среди банков, простых людей и компаний;

3) спасение банков, поскольку они трансформируют сбережения в инвестиции.

Все эти меры были выполнены большинством стран и привели к положительному результату: экономическое «дно» было преодолено в конце весны 2009 г. и сейчас идет восстановительный процесс. Российская экономика также начала восстанавливаться с начала лета 2009 г.

Программа заседания:

Вопросы

Докладчик

1. Анализ причин мирового кризиса и его влияние на финансовый рынок и реальный сектор экономики РФ.

Тимофеев Д.В., начальник аналитического отдела ООО УК «Парма-Менеджмент», заведующий базовой кафедрой оценки стоимости активов ГУ-ВШЭ – Пермь.

2. Анализ текущей ситуации на финансовом рынке и в реальном секторе экономики РФ. Прогноз развития инфляции в РФ в 2010 г.

Тимофеев Д.В., начальник аналитического отдела ООО УК «Парма-Менеджмент», заведующий базовой кафедрой оценки стоимости активов ГУ-ВШЭ – Пермь.

3. Консенсус-прогноз ключевых макроэкономических индикаторов в реальном секторе экономики РФ и ее прогноз на 2010 год.

Емельянов А.М., декан факультета экономики ГУ-ВШЭ – Пермь.

Вторая часть выступления касалась валютно-монетарной политики Центрального банка РФ во время кризиса. С точки зрения Тимофеева, в России не работает самый главный инструмент контрциклической политики – монетарная экспансия, причиной чего является выбранная политика стабильного курса рубля. Осенью 2008 г. большинство стран мира увеличили денежное предложение, Центральный же банк был озабочен девальвацией. В январе, чтобы остановить бегство из рубля, монетарная политика была ужесточена и остается жесткой до сих пор. Неожиданным для власти эффектом оказалась победа над инфляцией. Так, с июля в России цены буквально «стоят на одном месте» (для сравнения: в конце 2008 г. инфляция составила 8,1%). Темпы инфляции в России опустились ниже 10%-й отметки и, по прогнозу выступающего, продолжат снижаться и далее.

Сложившаяся денежная политика привела к ужесточению кредита и сопутствующему спаду в экономике. Так, провал ВВП 2-го квартала 2009 г. на 10,9% практически полностью объясняется одной компонентой – снижением валовых запасов, которые дают вклад 6/7 от всего спада. Исчезнувший кредит заставил компании распродавать оборотный капитал, чтобы получить деньги. А это, с точки зрения статистиков, выглядит как отрицательные инвестиции. Историческая аналогия текущих событий – рецессия 1981–82 гг. в США, так называемый «шок Волкера», который покончил с десятилетней «большой инфляции» в этой стране. В 1980 г. США имели инфляцию в 14%, мало отличавшуюся от инфляции в РФ (15%) в сентябре 2008 г. Экономическая теория утверждает, что победа над «встроенной инфляцией» возможна только через экономический спад. Таким образом, по мнению Дмитрия Тимофеева, Центробанк усугубил течение кризиса, но это – неизбежная цена избавления от инфляционных ожиданий.

Как считает Дмитрий Тимофеев, 20-летний период ускоренного роста цен в России заканчивается, поскольку уже с 2011 г. Центробанк РФ перейдет к режиму «таргетирования инфляции». В рамках этой политики объем рублей в экономике будет поддерживаться на уровнях, обеспечивающих заданную величину инфляции. Но это потребует от Центробанка отказаться от интервенций на валютном рынке, т.е. невмешательства в курсообразование рубля. Только после этого в России сможет развиваться устойчивый внутренний финансовый рынок, залогом которого является стабильная покупательская способность рубля. Вероятно, победа над инфляцией случилась неожиданно для власти, и кризис, несмотря на все тяготы, имеет и положительные стороны.

Во время обсуждения докладов не всеми членами Клуба финансовых директоров был разделен оптимизм докладчика в отношении развития экономики РФ. Согласно мнению ряда выступающих, существенных положительных сдвигов в реальном секторе экономики пока не наблюдается.