• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Проект исследователей Пермского кампуса НИУ ВШЭ получил грант РФФИ

Проект исследователей Пермского кампуса НИУ ВШЭ получил грант РФФИ

По результатам конкурса РФФИ на лучшие научные проекты фундаментальных исследований в сфере общественно-политических наук, выполняемые талантливой молодежью под руководством ведущего ученого – наставника, одним из победителей стал проект команды молодых исследователей НИУ ВШЭ — Пермь под руководством профессора кафедры гуманитарных дисциплин Сергея Корниенко.

Исследовательская команда

Всего на участие в номинации «Общественно-политические» было подано 64 заявки, из них поддержаны только 9 проектов, в том числе проект исследователей Пермского кампуса НИУ ВШЭ «Земское самоуправление и парламентское представительство как ключевые явления социокультурной и политической трансформации России во второй половине XIX - начале XX в.».  

В состав исследовательского коллектива вошли молодые преподаватели кафедры гуманитарных дисциплин — Илиана Исмакаева, Елена Наймушина, Анна Сенина, студентка образовательной программы «История» Лариса Бекасова, а также старшеклассники — Александр Гагарин и Алина Бекаева.

Проект посвящен решению актуальной, но недостаточно изученной фундаментальной задачи — понимания содержания, характера и значения двух ключевых явлений. Первое — это введение земского самоуправления.  Второе — политическая реформа 1906 года, созыв Государственной Думы и обновление Государственного совета как целостного процесса социокультурной и политической трансформации российского общества.

Сергей Иванович Корниенко, доктор исторических наук, профессор кафедры гуманитарных дисциплин

Сергей Иванович Корниенко, доктор исторических наук, профессор кафедры гуманитарных дисциплин

Стоит отметить, что наш проект – единственный из поддержанных проектов, посвященный политической истории дореволюционной России. Новизна нашего подхода заключается в том, чтобы посмотреть на историю земства и прототипы парламентских институтов в России как на нечто общее, обозначившее две точки единого политического и социокультурного процесса поворота страны и понять, почему данные институции оказались неспособными ответить на вызовы общества, которые предъявило время. Почему земства не смогли стать организациями новой власти? В чем причины нереализованности эволюционного пути российской модернизации? На этот счет у нас есть гипотезы, которые мы будем тестировать.

Цель проекта

На основе анализа создания и деятельности земского самоуправления, результатов политической реформы 1906 г. — создания представительных органов высшей законодательной власти Государственной Думы и обновленного Государственного Совета Российской империи — рассмотреть возможности эволюционного пути политической и социокультурной модернизации российского общества и факторы, не позволившие его реализовать. 

У проекта исследователей Пермского кампуса НИУ ВШЭ несколько отличительных особенностей:

Проект носит междисциплинарный характер

Это означает интеграцию методов истории, социологии, информатики и математики. Исследование ориентировано на сочетание традиционных и компьютеризованных методов: контент-анализ, N-грамм анализ, тематическое картирование, сетевое моделирование, метод просопографии, технологии баз данных и др.

В проекте предполагается активное участие школьников

Они будут заниматься переводом источников в цифровой формат, вводом в базы данных и электронные таблицы информации источников, редактированием электронных версий, подготовкой научных статей  и представлением результатов проекта на научных конференциях для молодых исследователей, помогать с технической поддержкой проекта.

Илиана Исмакаева, преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин

Илиана Исмакаева, преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин

Школьники, которые участвуют в реализации проекта, — это победители  международных и российских конкурсов, олимпиад. Они вместе с нами будут участвовать в проектировании и создании информационного ресурса, изучении земств и исследовании результатов политической реформы 1906 г. и процессов формирования Государственного Совета и Государственной Думы. Несомненно, это будет способствовать формированию исследовательского интереса и проектной работы школьников, они заранее смогут познакомиться с жизнью в университете, получить полезные знания и повысить шансы поступить  в Высшую школу экономики.

Результаты проекта

Результатом проекта станет выявление основ, механизма и возможностей эволюционного пути трансформации российского государства и общества, значения вертикальной мобильности от местного самоуправления до высших представительных органов законодательной власти, облика и деятельности новых когорт общественных деятелей и политиков в новом социокультурном и политическом пространстве. 

Итоги исследования будут представлены в виде научных статей и публикации их в высокорейтинговых журналах.