Советы «старших» первокурсникам
Увидев себя в приказе о зачислении на образовательные программы бакалавриата, новоиспеченные студенты испытывают радость и одновременно волнение. Возникает множество вопросов. Как адаптироваться к системе обучения? Как правильно «распределить силы» в течение модуля? Как стать первым в рейтинге? Студенты старших курсов и выпускники Пермского кампуса НИУ ВШЭ поделились своим опытом и дали советы, как грамотно организовать время.
Мы попросили ребят ответить на несколько вопросов:
1. Что для Вас оказалось самым сложным во время обучения в первом модуле? Пришлось ли перестраиваться на новую систему обучения?
2. Как распределять учебную нагрузку, чтобы не «выдохнуться» за первый месяц и попасть в первые строчки рейтинга успеваемости?
3. Какие у Вас были самые неожиданные открытия и яркие моменты в первый год обучения?
(прим. авторский стиль повествования сохранен)
Студентка 3-го курса образовательной программы «Экономика» Виктория Харламова
1. У меня не возникло сложностей с переходом на систему обучения в Вышке, так как я училась в Лицее № 10. В школе у нас была также рейтинговая система. К тому же много знакомых ребят из Лицея поступили вместе со мной, поэтому проблем с налаживанием контактов с однокурсниками у меня тоже не было.
2. У меня не возникло проблем с «погружением», так как в Лицее мы занимались по 7—8 уроков, учились до 16 часов. И чудом казалось то, что в Вышке занятия заканчиваются в 12—14 часов, а потом можно заниматься своими делами. Я считаю, чтобы успешно учиться, необходимо просто посещать семинары и заниматься дома. Всю нужную информацию Вы получите, ничего сверхъестественного не потребуется.
3. В первый год обучения, бесспорно, самым ярким моментом стал второй семестр, который я провела в Москве по программе межкампусной мобильности. Еще мне нравилось, что мы постоянно собирались с одногруппниками, вместе проводили время.
Студент 4-го курса образовательной программы «Политология» Никита Иванов
1. Самым сложным после поступления, пожалуй, было осознать, какое количество возможностей перед тобой открывает вуз. Места, в которых можно побывать, люди, с которыми можно пообщаться... К тому же Пермь была для меня новым городом, и с ним тоже надо было знакомиться. Не захлебнуться в водовороте новых впечатлений — это было сложно. Справиться с потоком событий мне помогло искусство расстановки приоритетов: главное — не хвататься за все разом. Четыре года — это не так много времени, но вполне достаточно для того, чтобы все успеть, если подойти к этому с умом.
2. Универсального секрета нет: каждый учится в своем ритме. Никто, кроме нас самих, этот ритм не знает. Если хотите преуспеть в учебе, слушайте себя, свой организм, свое настроение. Опять же расставляйте приоритеты и следуйте плану в том темпе, к которому привыкли. Поддерживайте в себе огонек интереса к тому, что делаете. И ищите друзей среди однокурсников — несколько умов всегда лучше одного.
3. Вышка была для меня одним большим ярким моментом. Впервые я попал в место, где окружавшие меня люди были по-настоящему увлечены своим делом. Студенты, преподаватели — у всех «горело» в руках дело, все стремились стать лучше, добиться новых высот. Это одновременно поражает и вдохновляет не отставать. И поэтому каждый день, каждый разговор, каждое посещенное или проведенное мероприятие становились открытием! Вышка по-настоящему дает возможность проявить и узнать самого себя, учит не бояться выходить из зоны комфорта.
Выпускница образовательной программы «Менеджмент» Екатерина Пигасова
1. Самым сложным на 1-м курсе для меня оказались занятия по математическому анализу, поскольку в школе мы такого не проходили. Еще у меня иногда было 6 пар подряд из-за факультативов, и это казалось почти невозможным. В школах, как правило, готовят ребят к обучению в вузе, но все равно учебная нагрузка в первое время была непривычной, поначалу приходилось себя заставлять учиться. Правда, я быстро освоилась.
2. Самый главный совет, который можно дать первокурсникам, — к каждому моменту обучения относитесь предельно серьезно, не пропускайте занятия и помните про контрольные точки! Сдав несколько сессий, Вы обязательно научитесь расставлять приоритеты. В первое время нужно потерпеть (особенно, если Вы, как и я, из обычной школы). Я советую также серьезно подумать о том, какое количество факультативов посещать, так как учебная нагрузка будет достаточно большая. И уделяйте особое внимание тем предметам, которые действительно трудны для вас.
3. Самое яркое открытие, которому я не устаю радоваться даже после окончания вуза, — это, конечно, удивительно прекрасный контингент преподавателей и однокурсников, глядя на которых у меня нередко появлялись дополнительные силы и мотивация. Еще я бы посоветовала больше участвовать во внеучебной жизни вуза: студенческая пора бывает лишь раз в жизни!