• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как влияет мобильность абонентов на потребление сотовой связи?

В рамках совместного семинара исследовательской группы GAMES и научно-учебной группы «Эмпирическая оценка спроса» студентка 4-го курса образовательной программы «Экономика» Светлана Кузьменкова представила промежуточные результаты исследования, посвященного влиянию мобильности абонентов на потребление услуг сотовой связи.

В рамках совместного семинара исследовательской группы GAMES и научно-учебной группы «Эмпирическая оценка спроса» студентка 4-го курса образовательной программы «Экономика» Светлана Кузьменкова представила промежуточные результаты исследования, посвященного влиянию мобильности абонентов на потребление услуг сотовой связи.

В начале своего выступления Светлана отметила, что провайдеры заинтересованы в поддержании спроса  на свои услуги и для этого изучают поведение абонентов. «Главная цель — удержание текущих абонентов, поскольку рынок сотовой связи перенасыщен (1,5 сим-карты на 1 человека). Мобильность абонентов — одна из характеристик, отражающая стиль жизни и позволяющая идентифицировать типы абонентов», — подчеркнула студентка.

Исходя из этих вводных, Светлана обозначила основные цели исследования:  выяснить, каким образом мобильность может влиять на потребление услуг сотовой связи, а также проанализировать понятие мобильности и получить наилучший способ ее измерения.

Автор исследования представила обзор литературы, которую она разделила на 2 категории. «Первая охватывает подходы к измерению мобильности, вторая — модели выбора потребителей», — объяснила Светлана. — Некоторые исследователи используют шаговую процедуру оценки спроса. Первый шаг — это выбор тарифа, второй —  потребление. Часть авторов  учитывает в шаговой структуре спроса не только звонки, но и смс».

Исследование  Светланы Кузьменковой основывается на данных об абонентах компании «Ростелеком» с ноября 2011 года по ноябрь 2012 года: дата, длительность и стоимость  каждой потребленной услуги, а также точное месторасположение абонентов (адрес базовой станции). «У нас, конечно, есть определенные ограничения: мы можем отслеживать абонентов только, когда они выходят на связь», — отметила студентка. Кроме того, в выборку попали только абоненты, совершающие звонки в Перми, расходы на сотовую связь которых за месяц составили свыше 50 рублей.

«Для моей работы будет важно построение дискретно-непрерывной модели с последовательностью принятия решений в контексте различных тарифов, также будут изучаться и звонки, и смс», — объяснила Светлана.

Автор работы также представила методологию исследования: первоначально предлагаются несколько методов измерения мобильности, затем абоненты разделяются на некоторые группы для более детального анализа мобильности и обоснования, почему именно эта характеристика важна для оценки спроса. После этого предполагается провести оценку дискретно-непрерывной модели.

Светлана рассказала о том, какие вычисления могут быть произведены: «Мы можем рассчитать расстояние между сотами, частоту и смену сот для каждого абонента в определенный период времени, также известно количество  выходов на связь из каждой соты и можно рассчитать время переезда из одной соты в другую». Автор исследования также представила пример подобного расчета на основе данных за месяц.

Участники семинара высказали предложения по исследованию, в частности порекомендовали альтернативную математическую модель, обратить особое внимание на научную новизну работы, определение термина мобильности и др.