Моделирование контроля слияний
В рамках совместного семинара исследовательской группы GAMES и научно-учебной группы «Эмпирическая оценка спроса» студентка 4-го курса образовательной программы «Экономика» Татьяна Мальцева представила промежуточные результаты исследования по моделированию эффекта сдерживания при контроле слияний.
В рамках совместного семинара исследовательской группы GAMES и научно-учебной группы «Эмпирическая оценка спроса» студентка 4-го курса образовательной программы «Экономика» Татьяна Мальцева представила промежуточные результаты исследования по моделированию эффекта сдерживания при контроле слияний.
Татьяна начала свое выступление с того, что вопрос оценки качества антимонопольного регулирования в сфере слияния и поглощений компаний актуален сегодня как для исследователей, так и для самого антимонопольного органа. Она объяснила, что, как правило, авторы занимаются выявлением прямых эффектов. В то же время некоторые исследователи учитывают и косвенные эффекты, например эффекты сдерживания. Татьяна отметила, что планирует учесть как прямые, так и косвенные эффекты и в этом состоит основная цель ее исследования.
Студентка представила обзор литературы по данной тематике: теоретические исследования и эмпирические работы. «Первым применил метод опроса Ааронсон. Он выявил, что эффект сдерживания не значим для слияний компаний», — рассказала Татьяна. Кроме того, она отметила работы таких исследователей, как Sorgant, Barros. Выкладки из их работ были использованы для построения теоретической модели в исследовании студентки: «Нам показалась также интересной работа, в которой рассматриваются разные режимы регулирования. Правда, авторы практически не затрагивают вопрос влияние эффекта сдерживания. Но определяют для каждого из режимов долю слияний, которая не будет осуществима».
Татьяна также представила теоретическую модель своей работы и основные гипотезы, которые необходимо проверить. «Мы предполагаем, что и у нас в каждый момент времени есть совокупность потенциальных слияний, которые могут осуществиться. Как и у Sorgantа, у нас антимонопольный орган задает правила контроля. В нашем исследовании: будет ли сделка подлежать контролю или нет. Антимонопольный орган в данном вопросе рассматривает выручку компаний: если она выше какого-то порога, то сделка будет контролироваться. Мы считаем, что это важно, поскольку данный инструмент влияет на эффект сдерживания, а в России данный порог менялся уже 4 раза», — объяснила Татьяна.
В исследовании будет задан тип сделки, под которым понимается эффект на целевую функцию антимонопольного органа: «Мы еще думаем, измеряется ли эта целевая функция общим эффектом для общества, эффектом на потребительский излишек или эффектом на уровень конкуренции. Пока складывается впечатление, что антимонопольный орган стремится повлиять на повышение цен и ориентируется на потребительский излишек».
Семинар прошел в формате активного диалога: участники подробно разобрали представленную теоретическую модель исследования и высказали множество предложений по ее оптимизации и встраиванию в нее эконометрической модели.