• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Шесть дней, которые изменят ЛЭСИ

8-13 июля в одном из подмосковных пансионатов прошел выездной семинар Лаборатории экономико-социологических исследований (ЛЭСИ) "Как изучать современные потребительские рынки". В мероприятии приняли участие сотрудники лаборатории, студенты и преподаватели факультета социологии, гости из Фонда "Общественное мнение", питерской Вышки и Северо-Восточного государственного университета (Магадан).

В первый день выездного семинара участники поделились на четыре творческие группы: "Профессора-2014" (руководитель — доцент кафедры экономической социологии ГУ-ВШЭ Денис Стребков), "Временный творческий коллектив" (руководитель — стажер-исследователь ЛЭСИ Дмитрий Крылов), "Вторая ясельная группа" (руководитель — старший преподаватель кафедры экономической социологии ГУ-ВШЭ Евгения Надеждина) и "24.ru" (руководитель — доцент кафедры экономической социологии ГУ-ВШЭ Ольга Кузина). Каждый день творческая группа получала задание, а утром следующего дня представляла результаты группового обсуждения. Например, во второй день семинара каждая команда должна была за 5 минут рассказать о том, что такое "экономическая социология", аудитории, которая о ней ничего не знает. Творческая группа "Профессора-2014" подготовила это задание в форме фильма о простой российской семье, не ведающей ни сном ни духом об экономсоциологии, но поведение членов которой может быть описано в терминах этой науки. Судя по реакции участников семинара, эта презентация была лучшей среди остальных.

На следующий день команды получили задание сформулировать и обосновать примеры операционализируемых экономико-социологических гипотез, характеризующих направление нового институционализма в экономсоциологии. Все группы столкнулись с проблемой научного обоснования выдвигаемых предположений. На конкретных примерах были разобраны универсальные и частные гипотезы о соотношении формальных и неформальных институтов внутри фирм, действующих на рынках, выявлены основания гипотетических предположений о проблемах функционирования российского фондового рынка, рассмотрены удачные и неудачные примеры гипотез о воспроизводстве академического сообщества в ГУ-ВШЭ.

В течение четвертого дня семинара команды должны были представить проект учебной дисциплины для магистров факультета социологии "Прикладной анализ потребительских рынков". В процессе обсуждения презентаций команд была выработана идея о привлечении к преподаванию бывших выпускников факультета социологии, работающих в ведущих отечественных и зарубежных компаниях, и специалистов по конкретным отраслям экономики. Обсуждались способы и методы контроля знаний студентов: оставлять ли эссе в качестве главного инструмента контроля или вводить другие методы контроля. Обсуждались организационные проблемы: должен ли быть куратор у новой дисциплины, как сформировать полное представление о конкретном рынке у студента, если про каждую из отраслей будут рассказывать разные специалисты и т.д. Результаты презентаций команд и последующее обсуждение этого задания будет учтено при составлении учебной программы для магистров на 2008/09 учебный год.

Наиболее сложное задание команды получили на пятый день выездного семинара. В течение 10 минут нужно было представить проект концепции и структуру двухлетнего научно-исследовательского семинара для магистров факультета социологии. Участники семинара сошлись на том, что будущие магистры должны быть не только пассивными реципиентами знания (т.е. получать некий "input" от преподавателей), но и активно показывать уровень его усвоения на конкретных письменных работах (т.е. выдавать некий собственный "output"). Например, в конце первого года обучения студенты должны будут представить курсовую работу, которая станет прообразом магистерской диссертации. Идею о том, что студентов нужно учить писать академические работы, поддержали все участники. Было решено использовать формат проектных семинаров ЛЭСИ для обсуждения магистерских диссертаций перед окончательной сдачей работы. В лаборатории принято дотошно обсуждать методологическую, методическую и содержательную стороны исследований коллег, собирающихся опубликовать их. Идеи и предложения, высказанные участниками семинара, будут использоваться при составлении магистерской программы уже в 2007/08 учебном году.

После каждой презентации команды тайно выставляли оценки друг другу. Модератор игры, первый проректор ГУ-ВШЭ, заведующий ЛЭСИ Вадим Радаев в последний день семинара подвел итоги: первое место заняла группа "Профессора-2014"; второе — команда "ВТК", третье — "Вторая ясельная", четвертое — группа "24.ru". Победители получили кубок "Лучшей команде экономсоциологов".

Помимо ежедневных групповых обсуждений проходили лекции приглашенных экспертов. 9 июля выездной семинар посетил д.э.н., зав. кафедрой прикладной институциональной экономики экономического факультета МГУ им М.В. Ломоносова Александр Аузан. Он прочитал лекцию об эволюции и динамике административных барьеров в российской экономике. 10 июля с лекцией "Воспроизводство начальных условий административного рынка в советское и постсоветское время" выступил к.ф.н., зав. кафедрой местного самоуправления ГУ-ВШЭ Симон Кордонский. 11 июля Александр Пляцевой, создатель Российской ассоциации товаропроизводителей и торговых организаций электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) рассказал о процессе легализации российского бизнеса на примере истории создания и развития РАТЭК. 12 июля выступил к.э.н., руководитель Федеральной службы финансово-бюджетного надзора Сергей Павленко. Его лекция была посвящена возможностям и ограничениям экономсоциологического изучения процесса принятия решений российской исполнительной властью.

В рамках выездного семинара состоялся круглый стол "Преподавание экономической социологии и социологии рынков", который был посвящен обсуждению новых методов преподавания научных дисциплин. По его результатам было решено открыть в рамках ЛЭСИ новый цикл занятий, который будет вести Ольга Кузина. Все желающие смогут подробнее узнать и освоить новые техники преподавания.


В один из дней выездного семинара прошла презентация первого межрегионального исследовательского проекта ЛЭСИ "Практики хозяйственной конкуренции на рынках потребительских товаров современной России". Ефим Фидря (Северо-Восточный государственный университет, Магадан) и Зоя Котельникова (ЛЭСИ) рассказали о результатах и проблемах исследования, проведенного в Магадане, Москве и Екатеринбурге.

Семинар завершился обсуждением концепции развития ЛЭСИ на 2007—2009 гг. Было решено начать новый учебный год с методологического семинара, на котором еще раз (более подробно) будет рассмотрен процесс выдвижения операционализируемых экономико-социологических гипотез. Решили ввести в ЛЭСИ новый формат семинаров, на которых обсуждались бы новые книги экономсоциологов. Результатом подобных дискуссий будут публикации рецензий на книги. Запланировали провести серию обучающих семинаров по количественным методам, точнее — по регрессионному анализу. Рассматривался вопрос о подготовке буклета о сотрудниках лаборатории и их деятельности. Говорили о том, как привлекать студентов 3—4 курсов к работе в ЛЭСИ.

Дмитрий Крылов, новостная служба портала ГУ-ВШЭ