• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Они напрямую достигают заявленных целей»

В преддверии Всемирного дня волонтеров на факультете государственного и муниципального управления ГУ-ВШЭ прошел круглый стол «Семейные гражданские инициативы: отношение к ним власти, социума и бизнеса». Участники дискуссии пытались выяснить, что препятствует развитию добровольческого движения в России.

Видеозапись Видеозапись

Результаты опросов российских граждан, проведенных Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ГУ-ВШЭ и обобщенных на круглом столе руководителем центра Ириной Мерсияновой, могли создать впечатление, что обсуждать участникам встречи нечего. Казалось, о каких семейных гражданских инициативах может идти речь в стране, где 76 процентов населения полагает, что людям не следует доверять и с ними нужно быть осторожным? В стране, где абсолютное меньшинство считает, что от их действий зависит будущее их родного города. В стране, где лишь чуть больше половины граждан верит в то, что может повлиять на судьбу, нет, не государства — своей собственной семьи.

И все же, приведя эти и другие печальные цифры (например, об уровне доверия некоммерческим организациям, который не дотягивает до 50 процентов), Ирина Мерсиянова оставила коллегам повод для оптимизма. Оказывается, неверие российских граждан в собственные силы находит отражение в том, что лишь половина из участвующих в добровольных инициативах, осознает себя волонтерами, а в неформальном добровольчестве участвует на порядок больше людей, чем насчитывают официально зарегистрированные некоммерческие организации. В этом заключается потенциал роста всего «третьего сектора».

Это предположение на собственном примере подтвердила заместитель заведующего кафедрой местного самоуправления ГУ-ВШЭ Елена Шомина. Один из самых известных участников и исследователей «третьего сектора» в России, она призналась, что ее первая реакция на приглашение на нынешний круглый стол была такой: «Я же про это ничего не знаю!.. Но затем я поняла, что это не так и что мое собственное вовлечение в проблему соседских сообществ началось благодаря содействию и помощи членов моей семьи».

Так, семейной инициативой было создание в начале 1990-х годов жильцами дома, в котором живет Елена Шомина, совета подъезда — теперь организация таких советов в многоквартирных домах стала обычной практикой. Семейной инициативой было в 2006 году проведение первого в России «Дня соседей» — традиция таких праздников в европейских странах насчитывает многие годы. В каком-то смысле семейной инициативой стало даже написание книги о проблемах нанимателей жилья в России. «Я бы ничего этого не смогла сделать, если бы все эти годы мне не помогали мой муж и сын, — призналась Елена Шомина. — Инициативы, которые каждый из нас, работающих в “третьем секторе”, задумывает, вряд ли могут реально осуществиться, если мы не находим поддержки своих близких. Я на своих выступлениях в разных уголках России всегда говорю, что нам нужно искать “сообщников”, и эти “сообщники” прежде всего должны быть в наших семьях».

Привела Елена Шомина и замечательный пример того, как инициатива одной семьи может, вопреки всему скепсису и пессимизму, повлиять на развитие гражданского сектора в целом городе. Созданное в 1990 году в подмосковном Дзержинске Еленой Егоровой объединение многодетных семей, начав свою деятельность с распределения гуманитарной помощи, со временем превратилось в ресурсный центр для других общественных организаций города. А сама Елена Егорова, избранная городским депутатом, стала «проводником» общественных инициатив в органах местного самоуправления. Даже нынешний мэр города является «выходцем» из этого самого объединения. «Поэтому, когда меня спрашивают, где можно увидеть в действии, "потрогать" такие инициативы, я отвечаю: езжайте в Дзержинск. Это один из немногих городов в России, где со стороны органов местного самоуправления реально осуществляется помощь многодетным семьям», — сказала Елена Шомина.

Известно, что задачи по защите и обеспечению прав детей в России зачастую выполняются некоммерческими организации. Более того, добровольное исполнение волонтерами и благотворителями функций, формально закрепленных за государством, далеко не всеми обозревателями и даже общественными деятелями оценивается позитивно. Виной тому несформированная в российском обществе культура взаимопомощи. В этом смысле участие отдельных граждан и, конечно, семей в гражданских и социальных инициативах может быть полезно не только получателям помощи, но и потенциальным волонтерам. Так, во всяком случае, считает Ирина Швец, руководитель программы «Добровольцы» детского фонда «Виктория».

«Мы говорим о том, как семьи помогают волонтерскому движению, но я знаю массу случаев, когда такая добровольная деятельность позитивным образом влияет на сами семьи. Стоит один раз принять участие в этой деятельности, и ты больше не сможешь остаться равнодушным», — уверена Ирина Швец. Вот почему к волонтерству фонд «Виктория» привлекает самих детей, которые ездят в дома престарелых, интернаты, участвуют в помощи пожилым людям. В фонде уверены, что детям-сиротам, большинство которых в России является сиротами социальными, важно, помимо прочего, увидеть, какой может быть нормальная семья, и понять, что они сами в будущем могут такую семью построить.

Младший научный сотрудник Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ГУ-ВШЭ Ирина Солодова в своем выступлении коснулась другой проблемы, препятствующей реализации неформальных гражданских инициатив — отсутствия связи с потенциальными донорами. Корпоративные благотворители не ориентированы на поддержку семейных инициатив просто потому, что интересы паблисити, которые крупный бизнес преследует, превосходят те возможности, которые могут предоставить волонтерские объединения. Большинство некоммерческих организаций в России сталкиваются с проблемой отсутствия специалистов как для внутреннего управления, так и по профильным проблемам. Иными словами, они не могут объяснить своим потенциальным донорам, почему нужно становиться благотворителями.

«Большинство некоммерческих организаций смотрят на бизнес как на мешки с деньгами, бизнес же хочет, чтобы эта помощь соответствовала его стратегическим интересам», — согласилась Мария Калиновская, исполнительный директор благотворительного фонда «Детский мир». Она полагает, что заинтересовать семейными инициативами крупный бизнес будет трудно, гражданским инициативам такого масштаба стоит ориентироваться на малый и средний бизнес, которые тоже ищут себе общественных партнеров.

Но и в этом случае, как напомнила Елена Шомина, трудность заключается в том, что, в отличие от обычного продукта или услуги, достижения семейных инициатив трудно «экспонировать». О фестивале, который все же пытается это сделать, рассказала на круглом столе его директор, секретарь экспертного совета комитета Госдумы по образованию Ирина Богачева.

На круглом столе прозвучало предложение о проведении Всероссийского конкурса семейных инициатив, идея которого была предложена деканом факультета государственного и муниципального управления ГУ-ВШЭ Алексеем Барабашевым. Конкурс призван не просто отбирать и поощрять лучшие волонтерские практики, но и способствовать их распространению.

Частные инициативы в России, отметил Алексей Барабашев, долгое время были «идеологически зарегулированы», а потому разрозненные добровольцы воспринимаются обществом как «городские сумасшедшие». На таком фоне семейные и соседские инициативы, сплачивающие круг единомышленников и мало зависящие от моды на волонтерство, имеют больше шансов на стабильное развитие. Главное создать каналы, которые позволяли бы трансформировать прилагающиеся усилия в конкретные результаты волонтерской деятельности: в России эта система пока не налажена. Декан рассказал о том, как студенты возглавляемого им факультета, начав собирать помощь для детских домов, вынуждены были свернуть свою работу: между ними и детьми непреодолимой стеной встали навязанные государством «посредники».

«Человек, который не видит результатов своей инициативы, теряет заинтересованность в ней, — подчеркнул Алексей Барабашев. — Если результат оказывается опосредованным, если вам говорят: "Сдавайте деньги или вещи, а остальное мы сделаем без вас", — инициатива умирает. А преимущество семейных инициатив в том и заключается, что они напрямую достигают заявленных целей».

Олег Серегин, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Фото Никиты Бензорука