• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Интересно наблюдать, как студенты увлекаются новым предметом»

Максим Маркин, выпускник факультета социологии ВШЭ, сейчас обучается в академической аспирантуре Вышки. А еще — преподает на кафедре экономической социологии и работает в Лаборатории экономико-социологических исследований.

— Максим, давайте вернемся на несколько лет назад. Почему именно экономическая социология? Как вы сейчас оцениваете тот свой выбор?

— Сейчас я много общаюсь со школьниками и вижу, что большинство из них уже имеет четкое представление о том, кто такие экономисты. К моему удивлению, у них даже есть частичное понимание того, где работают экономсоциологи и экономпсихологи. Поступая в бакалавриат в 2005 году, я знал только то, что хочу учиться в Высшей школе экономики и получить профессию экономиста. Но, по счастливому случаю, я стал студентом факультета социологии и понял, что в действительности мне ближе экономическая социология, а не экономика, — просто я не до конца представлял себе различия между этими научными дисциплинами. И на втором году обучения после вводного курса по экономической социологии, прочитанного Светланой Юрьевной Барсуковой и Тагиром Равиловичем Калимуллиным, я окончательно определился, что хочу заниматься именно экономической социологией. С третьего курса я работаю с Вадимом Валерьевичем Радаевым, который является моим научным руководителем. Во многом его пример и определил мой выбор профессиональной стези — я хочу сделать академическую карьеру, исследовать и преподавать.

— Завершился ваш первый год обучения в академической аспирантуре. Оправдываются ли ваши ожидания? Что именно вы хотели получить от этой программы?

— Мне очень интересно заниматься исследованиями и преподаванием, поэтому после окончания магистратуры совсем не хотелось уходить из Вышки. Вопрос, идти ли в аспирантуру, даже не обсуждался. Выбирая академическую аспирантуру, я ориентировался на те преимущества, которые она дает. Прежде всего, аспиранты «полного дня» имеют возможность более плотного академического сотрудничества с мировым научным сообществом. В рамках этой программы предусмотрены курсы зарубежных коллег и полугодичная стажировка за рубежом. Конечно, меня также привлекла и достойная стипендия. Обучаясь в аспирантуре, я продолжаю участвовать в исследовательских проектах Лаборатории экономико-социологических исследований, куда пришел еще в 2008 году по приглашению Вадима Радаева.

Работа в научных подразделениях является также одним из обязательных условий обучения по программе академической аспирантуре. Тематика моего диссертационного исследования, посвященного последствиям принятия в России закона о торговле, близка и коллегам-экономистам, и я искренне благодарен Светлане Борисовне Авдашевой, Полине Викторовне Крючковой и Андрею Евгеньевичу Шаститко за очень полезное для меня сотрудничество.

— Каковы ваши планы на ближайший год?

— Я решил, что поеду на зарубежную стажировку на третьем году обучения в аспирантуре, то есть в 2013/2014-м учебном году. Хочу до этого момента написать релевантный теме диссертации текст на английском языке, который можно будет обсудить с коллегами. И, конечно, у меня много задумок в рамках преподавательской деятельности. Прежде всего, это чтение авторского курса по социологии рынков для студентов факультета экономики.

— Вам нравится преподавать?

— Да, мне очень нравится преподавать. Говорят, что восемьдесят процентов преподавателей преподают для того, чтобы самоутвердиться за счет студентов. Может быть… Но лично я в рамках преподавания хочу поделиться со студентами своими знаниями. Мне интересно обсуждать с ними различные теории и результаты исследований. Студенты могут со мною не соглашаться, спорить, критиковать. Мне интересно и полезно слышать их мнение. Лишь в двух ситуациях я выступаю как крайне жесткий преподаватель — когда вижу плагиат в эссе и списывание на контрольных работах. В первом случае я без разговоров ставлю «0», а во втором — выгоняю из аудитории. Считаю, что поступаю правильно.

— Какие курсы и на каких факультетах вы читаете?

— Я начал преподавать еще на первом году обучения в магистратуре — вел семинары по экономической социологии на факультете экономики. Лекции в тот год читала Ольга Евгеньевна Кузина, от которой я получил первые уроки преподавания, составления вопросов к контрольным работам, проверки студенческих эссе. Сейчас я преподаю на нескольких факультетах, читаю, в основном, экономическую социологию. Но в прошлом учебном году также вел семинары по социологии предпринимательства на факультете социологии, а в новом учебном году, как я уже говорил, у меня будет авторский курс по социологии рынков на факультете экономики.

Очень люблю экономистов, так как экономическая социология «задевает» их, в хорошем смысле этого слова. Когда студенты-второкурсники факультета экономики приходят на курс «Экономическая социология», они думают, что здесь им будут рассказывать про то, как экономика влияет на общество, заводы отравляют воздух и тому подобное. А оказывается, что экономсоциологи изучают потребление и финансовое поведение населения, фирмы и рынки — только ставят перед собой при этом другие исследовательские вопросы. Интересно наблюдать, как меняются выражения лиц студентов, когда они начинают проникаться и увлекаться новым для них предметом. Я очень горжусь тем, как нам со Светланой Барсуковой, с которой мы вместе читаем этот курс, удалось продвинуться на факультете экономики. Если два года назад мы набрали только одну группу (наш курс является курсом по выбору), то год назад — две группы, а в 2011/2012-м учебном году — пять групп. Надеюсь на сохранение тенденции!

 

Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ВШЭ