• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
  • НИУ ВШЭ в Перми
  • Новости
  • Киберперформанс, прок-кино, цифровой арт: как развивается искусство и наука о нем в XXI веке

Киберперформанс, прок-кино, цифровой арт: как развивается искусство и наука о нем в XXI веке

Профиль «Кино и видеоарт», Школа дизайна НИУ ВШЭ

Профиль «Кино и видеоарт», Школа дизайна НИУ ВШЭ
© Высшая школа экономики

С 21 по 23 апреля в онлайн-формате прошла большая конференция Школы дизайна и Аспирантской школы по искусству и дизайну НИУ ВШЭ «Теории и практики искусства и дизайна: социокультурные, экономические и политические контексты». Эксперты обсудили образовательные практики в искусстве, его современное состояние, влияние технологий, а также перспективы развития арт-сферы.

Более 10 секций в различных форматах — круглые столы, воркшопы, дискуссии, доклады — вошли в программу конференции. Экспертами выступили преподаватели в сфере искусства, работники культурных учреждений и исследователи из России, США, Канады, Великобритании, Норвегии и других стран. Три дня они обсуждали, как менялось искусство в XX веке, каким оно стало в нынешнем, что ждет его в будущем, в том числе в связи с развитием технологий.

Конференция «Теории и практики искусства и дизайна: социокультурные, экономические и политические контексты» стала ассоциированным мероприятием в рамках XXII Апрельской международной научной конференции, организованной ВШЭ и Сбером.

Образование в искусстве

Немаловажной частью конференции стало обсуждение образовательных практик в России и за рубежом. Оно прошло на круглом столе «Образование в области искусства и дизайна: форматы и перспективы». Большая часть дискуссии была посвящена формату PhD by Practice. «Сейчас в России мы, с одной стороны, размышляем о возможности развития формата PhD by Practice, с другой, идет дискуссия о так называемых профессиональных степенях. К примеру, во многих зарубежных вузах существуют докторантуры по дизайну, в России есть программы MBA, DBA, которые также являются не научными, а профессиональными степенями. Другое дело, PhD by Practice, которая является полноценной академической степенью, предполагающей сочетание теоретической (собственно, текста диссертации) и проектной (выставки, коллекции и т.д.) составляющей, что для сферы искусства и дизайна особенно актуально», — отметила Татьяна Ривчун, заместитель декана факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ.

О своем опыте обучения PhD by Practice в Великобритании рассказала исследовательница и преподавательница Дженна Росси-Камю. Она получила степень PhD by Practice в Лондонском колледже моды в University of the Arts.

«В Великобритании есть давняя традиция присуждения PhD by Practice, — поделилась Дженна. — Я общалась со студентами из разных колледжей. Помню, что они много говорили о методах оценивания именно практической части работы. Супервизионные команды в PhD by Practice должны быть выстроены определенным образом: два научных руководителя, один работает больше с теорией, другой — с практикой». Спикер отметила, что в ее команде был соблюден такой баланс: с одной стороны, был кто-то, кто мог оценить теоретическую часть работы, а с другой – супервизор, ориентированный в большей мере на практику. Также она подчеркнула, что такого рода формат требует особой гибкости, поскольку комиссии приходится оценивать не только письменную часть работы, но и проект, а это может быть и серия картин, и фильм, и перформанс.

Своими мыслями о непростой структуре образовательного трека PhD by Practice поделилась и Ирина Сахно, профессор Школы дизайна НИУ ВШЭ.

То, что делает сейчас Школа дизайна, — это абсолютно инновационная сфера. Мы, наверное, первые, кто проходит историю позиционирования практических исследований

Первопроходцам приходится непросто, призналась Ирина, ведь вопросов возникает больше, чем ответов. «Очень много дефиниций, в которых трудно разобраться, мы изучили много литературы и опыт зарубежных вузов, — сказала Ирина Сахно. — Более того, меня волнует методология оценки подобного исследования [в виде практического проекта]. Потому что есть какая-то исследовательская матрица, и она должна опираться на креативные компетенции. Мне кажется, это основополагающая идея. Второй вопрос, который меня волнует как исследователя: в каком формате должен быть представлен теоретический и методологический фокус, как документируется объект исследования. Существует ли репозиторий, хранилище, например, изображение, видеоформаты, меж- или трансдисциплинарные репрезентации. Эта история пока для нас тоже остается открытой».

Модератор встречи, академический директор Аспирантской школы по искусству и дизайну Людмила Алябьева заметила, что речь идет о поиске новых конвенций и по сути выработке новых правил игры, что невозможно без активного обсуждения внутри академического сообщества.

Искусство и технологии

На заседании «Медиаарт» участники конференции представили доклады о нетипичных форматах искусства — киберперформанс, прок-кино, цифровой арт и т.д. Так, аспирант Школы дизайна Станислав Миловидов рассказал о новых визуальных образах в генеративном компьютерном искусстве конца 2010-х годов.

«Машинное обучение сегодня используется в генеративном компьютерном искусстве и одним из таких направлений, которое получило распространение в конце 10-х годов, стало так называемое “искусственное искусство” или Artificial Art», — объяснил Станислав. По его словам, в основе этого направления лежит изучение систем автоматического проектирования и создания с помощью них художественных произведений, которые при желании дополняются пользовательскими алгоритмами. Спикер отметил, что генеративное искусство зародилось еще в XX веке, однако у нового направления есть существенное отличие: «Нейросети могут воспроизводить не только процессы, соответствующие предустановленному алгоритмам, но и создать неограниченное количество разных результатов. По мнению художников, эти практики скорее похожи на выращивание некой органической структуры, чем на строительство объекта из отдельно составляющих его элементов согласно какому-то плану».

Для художников сущность машинного обучения как метода в искусстве проявляется не в результате, который оно создает, как у практиков, а в процессе, связанном с самим понятием обучения

Роман Хмелев из Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии, представил доклад о NFT-технологиях в искусстве. Он объяснил, что изначально технология была неким цифровым аналогом валюты, однако сегодня она может выполнять и другие функции. Но, несмотря на это, NFT имела и до сих пор имеет одну особенность — она строится на понятии дефицита — «предмет» стоит чего-то, пока есть люди, которые в него «верят».

«Это очень важно, потому что NFT на этом базируется. Картинка с уникальным кодом, которую мы покупаем, ничем не отличается от картинки, которую мы просто посылаем, то есть мы в принципе таращимся на ценник, если мы говорим в таких очень поверхностных терминах, — признался Роман. — Однако NFT — это некая ответная реакция на способы потребления стриминговых сервисов, на модель, когда мы получаем доступ к чему-то на время. Этот момент очень важен, потому что людям хочется владеть чем-то, что-то присваивать себе и т.д.».

Роман пояснил также, что NFT — это некий электронный идентификатор, который подтверждает существование права собственности на цифровой предмет коллекционирования. Сегодня, по его словам, эта технология активно используется не только как предмет продажи произведения искусства: «Очень многие звезды "заходят" в эту сферу, продавая свои какие-то цифровые товары, начиная от твитов, заканчивая картинками, мемами и т.д.». Продавцы используют для этого определенные площадки, похожие на маркетплейсы, отметил спикер.

Людмила Алябьева, академический директор Аспирантской школы по искусству и дизайну НИУ ВШЭ

Людмила Алябьева, академический директор Аспирантской школы по искусству и дизайну НИУ ВШЭ

В этом году в рамках конференции состоялось несколько «премьер»: впервые была проведена секция по керамике, текстилю и стеклу, которая собрала сильнейший состав спикеров со всего мира, включая выдающуюся британскую керамистку Кейт Малоун и исследователя и активистку Венди Герс, а также секция по исследованиям звука.

Конференция, традиционно объединяющая теоретиков и практиков искусства и дизайна, формирует совершенно уникальное инклюзивное пространство диалога, который является необходимым условием для развития как практик искусства и дизайна, так и исследований в области искусства и дизайна.

Татьяна Фадеева, доцент Школы дизайна НИУ ВШЭ

Татьяна Фадеева, доцент Школы дизайна НИУ ВШЭ

Одной из важных инноваций этого года стал «фестиваль студенческих кейсов»: специальная секция, в рамках которой студенты различных профилей Школы дизайна НИУ ВШЭ («Комикс», «Дизайн среды», «Дизайн и современное искусство», «Художник театра и кино» и т.д.) и других вузов представили свои визуальные исследования. К участию были отобраны исследования, обладающие концептуальной значимостью и обращенные к актуальным проблемам культуры сегодняшнего дня. Эти работы строятся на систематическом анализе, где первостепенной оказывается визуальная составляющая.

XXII Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества (АМНК) пройдет с 13 по 30 апреля этого года. Впервые соорганизаторами конференции выступят Высшая школа экономики и Сбер. В рамках конференции состоится серия научных и экспертных обсуждений в формате Дискуссионного клуба ВШЭ и Сбера – экспертной площадки, где представители науки, бизнеса и государства на базе научного знания обсуждают актуальные вызовы для экономики и общества и делятся лучшими практиками развития бизнеса и институтов, формируя образ будущего.