• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Азер Эфендиев: девять лет во главе менеджмента

Профессор Азер Эфендиев покидает пост декана факультета менеджмента ГУ-ВШЭ. Что ему удалось сделать за девять лет работы в этой должности? Каковы рецепты сегодняшнего и будущего успеха факультета менеджмента? Обо всем этом — в его интервью Новостной службе портала.

Азер Гамидович, почему вы решили уйти с поста декана факультета менеджмента?

— Мы договорились об этом с ректором еще год назад. Так что это плановый маневр, который проводится, прежде всего, в интересах нашего университета. Нормально работающий университет не должен иметь «профессиональных управленцев» — по крайней мере, в деканском звене. Нужны новые идеи, стратегии, а для этого — новые люди, команды.

Давайте подведем итоги вашей работы на посту декана. Каковы основные достижения?

— Сразу хотел бы подчеркнуть, что все успехи факультета — это не моя личная заслуга, а результат слаженной работы большого коллектива. Я видел и вижу, как стараются люди, я очень ценю их усилия и благодарен им за большую работу и за поддержку. Если перечислять всех моих коллег, без них не было бы никаких достижений, получится слишком длинный список... Но все-таки я хотел бы вспомнить первых деканов нашего факультета Александра Дятлова и Надежду Титову — моя работа, успехи не могли состояться без той основы, которую они заложили, — а также моих заместителей Аллу Стерлигову и Наталью Андрееву.

А что касается достижений факультета, они очень существенны. За минувшие годы факультет менеджмента из «пасынка» факультета экономики превратился в самостоятельное сильное подразделение университета. Когда-то у нас училось всего 200 студентов, теперь — 1700. Когда-то на факультете была всего одна магистерская программа, а сейчас их пять, все они пользуются стабильным успехом у абитуриентов. При факультете существует экспертно-консультационный совет, состоящий из авторитетных предпринимателей. У нас налажены связи с ведущими зарубежными образовательными центрами. В прошлом году мы провели первую ежегодную научную конференцию, посвященную исследованиям проблем менеджмента, и, надеюсь, она состоится и в этом году.

Согласитесь, другие факультеты Вышки тоже успешно развиваются...

— Нам, думаю, было в чем-то сложнее, чем многим другим. Дело в том, что на менеджеров в наши дни не учит только ленивый — огромное количество вузов занимает эту нишу, и конкуренция в нашей сфере чрезвычайно высока. Создать факультет менеджмента может каждый, а вот попробуйте сделать его конкурентоспособным и престижным!

Показательно, что нам было очень нелегко налаживать контакты с зарубежными коллегами. К факультету относились настороженно. Но постепенно, шаг за шагом, факультет завоевал международный авторитет, и сегодня мы сотрудничаем, скажем, с университетами в Париже, Франкфурте, Лидсе. Забавный пример: студенты нашей магистратуры, обучавшиеся по совместной программе в одном из английских университетов, стали возмущаться их слабой программой — мол, мы теряем время, все это в Москве уже проходили. После чего английским коллегам пришлось усиливать преподавательский состав, усложнять учебную программу. Задумайтесь: сегодня ежегодно отправляем только по программам двух дипломов и на стажировки 25-30 студентов, а на следующий год таких студентов будет 40-50.

Что вы не успели сделать за то время, пока работали деканом? Что предстоит сделать вашему преемнику?

— Особое внимание предстоит уделить научному развитию факультета. Сегодня на факультете — как в других ведущих школах менеджмента в России — ощущается недостаток собственных научных изысканий, не хватает преподавателей, сотрудников, которые проводили бы полноценную, систематическую научную работу. Коллегам предстоит решать сложнейшую задачу превращения факультета менеджмента из образовательного подразделения в научно-образовательное, и это не чья-то прихоть, а требование времени. Не случайно большинство мировых систем рейтингования вузов учитывают в качестве основных показателей успешности университетов число сотрудников, ведущих научные исследования, и количество опубликованных ими научных работ.

Какие меры, на ваш взгляд, предстоит предпринять, чтобы это превращение осуществилось?

— Надо искать по разным направлениям. Возможно, университету стоит заключать контракты с крупными учеными, которые не проводят и не собираются проводить никакой учебной работы со студентами, но зато их труд, их публикации «проходят по балансу» вуза. Но очень важно, чтобы при этом возникали связи между такими учеными и преподавателями, аспирантами, студентами, чтобы появлялись взаимные интересы, что в итоге способствует развитию научной жизни на кафедрах, на факультете. Научная среда складывается годами, она требует повседневных усилий, тщательного ухода, как капризное растение, а почва для возникновения такой среды на нашем факультете, несомненно, есть. Но основным видится путь становления собственных научных школ из числа ученых, совмещающих научную и преподавательскую работу.

При этом необходимо понимать, что в России круг людей, которые занимаются научными исследованиями в области менеджмента, ведут масштабные, значимые работы, еще очень узок, и в этом, конечно, главная трудность.

Чем вы лично планируете заниматься в дальнейшем? Сосредоточитесь на научной работе, на преподавании? На факультете говорят, что вы любимец студентов, что ваши лекции пользуются огромной популярностью.

— Я остаюсь профессором ГУ-ВШЭ, заведующим кафедрой управления человеческими ресурсами. Прежде всего, я буду вносить свой посильный вклад в развитие научных исследований в области менеджмента — можно сказать, меня «бросают на новый участок работы».

Планирую заниматься исследованиями социальной организации российского бизнеса, в том числе, трудовых отношений, изучать их состояние и развитие в России. Мы должны не предполагать, а точно знать, что происходит в российском бизнесе, на чем и как строятся отношения между хозяином предприятия, управляющим, начальником и подчиненным, между коллегами, занимающими равные позиции. Тут на самом деле непаханое поле, многое еще предстоит прояснить, чтобы глубже понимать причины возникновения проблем российского бизнеса, чтобы понимать, в каком направлении следует развивать, в частности, законодательство в сфере бизнеса, в сфере трудовых отношений. Без этого невозможно эффективное управление и в целом развитие экономики. Скажу больше: без этого невозможно и развитие нашего факультета менеджмента.

Сергей Сергеев, Борис Старцев, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ